Уже оцифровали, но еще не объяснили

Технологии. Региональным телеканалам придется побороться за место в эфире

На днях первый пакет каналов (или, как его еще называют, первый мультиплекс) цифрового телевидения стал нако-нец доступен во всех 85 регионах страны. Газета «Речь» разбиралась, как это повлияет на региональные телекомпании и их аудиторию.

Далеки от народа

Сегодня 90 % населения страны во всех ее субъектах могут смотреть десять общероссийских обязательных общедоступных телеканалов пакета РТРС-1 (первый мультиплекс). Еще столько же обязательных общедоступных телеканалов пакета РТРС-2 (второй мультиплекс) могут принимать около 60 % россиян.

О том, почему телеканалы вдруг разложили по кнопочкам с первой по двадцатую, мы уже писали («Речь» № 160 от 31 августа 2015 года). Сейчас разговор пойдет о том, как это может обернуться для жителей провинции, к которой, как известно, относятся все, кто живет за пределами Москвы и Петербурга.

Напомним, в чем суть проблемы. Согласно последним поправкам к законам «О средствах массовой информации» и «О связи», телеканалы, входящие в первый и второй мультиплексы, распространяются бесплатно. Причем не только в эфире, но и через кабель и спутник. А операторы отныне никоим образом не могут влиять на их содержание, в том числе и рекламное. Проще говоря, первые 20 федеральных каналов должны теперь иметь приоритетное распространение и транслироваться в неизменном виде.

Для многих региональных телекомпаний, которые ни в первую, ни во вторую десятку каналов, разумеется, не вошли, это грозит потерей зрительской аудитории, поскольку влезать к «федералам» со своими программами местного значения они по закону вроде как не могут. При этом, как ни покажется странным, большинство россиян интересуются не только новост��ми внешней политики или жизнью столицы, а еще и гораздо более насущными проблемами, о которых никто, кроме региональных СМИ, им не расскажет.

Не исчезнут, но подвинутся

Предупредим сразу, в поправках к закону пока очень много спорных моментов и разночтений. Выход пояснений от Минкомсвязи ожидался еще в сентябре, но пока их нет, а потому каждый видит сложившуюся ситуацию несколько по-своему.

Так, по словам Андрея Гончарова, генерального директора череповецкой студии кабельного телевидения «КЛОТ», катастрофы хоть и не произошло, но определенных неудобств ни самим региональным телекомпаниям, ни их зрителям все равно не избежать:

— То, что региональные компании подвинут куда-нибудь поглубже, — это, к сожалению, почти наверняка. На верхних кнопках будут идти федеральные версии каналов, например, ТНТ или СТС, которые по закону должны теперь транслироваться в неизменном виде, а по всем остальным кнопкам, если у оператора есть такая возможность, он будет выставлять дополнительные версии этих каналов, но уже с региональными включениями. Региональные каналы, у которых нет собственного контента в объеме, позволяющем занять все эфирное время, и которые по этой причине функционируют в качестве врезок на федеральных, все равно являются отдельными СМИ и отдельными вещателями, которые просто используют чужой программный продукт. То есть покупают программы и используют их для заполнения своей эфирной сетки. Это подразумевает не только отдельные кнопки, но и то, что отказываться от партнерства с регионалами их федеральные коллеги не будут.

То есть располагается некий канал, скажем, на десятой кнопке пульта, на которой по закону он должен идти без всяких посторонних включений, а на тридцатой кнопке идет он же, но уже с региональными врезками. При этом владелец телевизора спокойно может поменять на своем пульте эти два варианта одного канала местами да и вообще расположить все без исключения каналы как ему заблагорассудится.

По словам Галины Садовой, ведущего специалиста отдела маркетинга Вологодского филиала «Ростелекома», самодостаточным каналам, таким как, например, «Канал 12», беспокоиться вообще особо не о чем. Пусть на пультах россиян они и не оказались в первой двадцатке, но это, как мы уже выяснили, дело поправимое.

— Что беспокоит региональные каналы? То, что они не вошли ни в первый, ни во второй мультиплекс и, возможно, не войдут и в третий, — говорит Галина Садова. — Но они как существовали, так и будут существовать. К тому же региональных каналов формата врезок в федеральные в Вологодской области практически нет. Тот же «Канал 12», например, полноформатный, со своим контентом и рекламой. Он ни к чему не привязан и как существовал, так и будет существовать. Мы же транслируем каналы, которые получаем от РТРС, в неизменном виде. Все наши договоры заключены по принципу, что вмешиваться в сетку вещания мы никак не можем.

Эти слова еще раз подтверждают мысль о том, что телеканалы, которые имеют собственное производство и успешно решают вопросы распространения, все-таки смогут найти свое место в третьем мультиплексе.

В ООО «ЗЭТ-Телеком» «Речи» также подтвердили, что зрителям полноформатных региональных каналов волноваться не стоит, а в отношении всех остальных законотворцы пока оставили место для маневров. Что будет дальше, покажет время.

Третий не лишний

О том, что третий мультиплекс нужен, говорят давно. Он включит в себя то, что не вошло в первые два, в том числе и региональные телеканалы, чью важность для провинциального зрителя все без исключения подтверждают, но пока, судя по всему, не вполне представляют, как все это будет работать. Когда это время наступит и наступит ли вообще, сказать не могут даже специалисты.

— Что касается третьего мультиплекса, то о его судьбе никто еще ничего не знает, — говорит Андрей Гончаров. — Денег на него вроде как еще нет, и когда будут — неизвестно.

По словам экспертов, критерии, которые будут учитываться при выборе кандидатов для третьего мультиплекса, включают в себя множество факторов, в числе которых круглосуточное вещание и уровень телеканала (наличие собственного или закупного контента и показатели медиаизмерений). Однако не секрет, что далеко не все региональные компании требованиям этим соответствуют. Плюс придется сделать большой стартовый взнос и отчислять ежемесячные платежи, которые не все региональные вещатели смогут потянуть. Кроме того, круглосуточное вещание, собственное программирование и производство контента потребуют значительного увеличения штата сотрудников, что опять же подразумевает дополнительные, и притом немаленькие, затраты.

Несомненно, в таких условиях выжить смогут только сильнейшие. Однако обернется ли этот искусственный отбор повышением качества и непредвзятостью телевизионной продукции, вопрос более чем спорный.

Илья Драницин