Налог на фуры приведет к повышению цен

С 15 ноября в России вводится обязательная плата с большегрузных машин за каждый километр

Езда по федеральным трассам для фур массой больше 12 тонн скоро станет платной, коснется это и Вологодской области. Федеральным законодательством принят тариф 3,73 рубля с 1 км.

Чем обернется такая мера для большей части населения?

К 2019 году отремонтируют дороги 12-тонников в России зарегистрировано в 28 раз меньше, чем более легких машин, тем не менее большегрузы оказывают 56 % негативного воздействия на автодороги. А денег на восстановление дорог систематически не хватает, в чем признается Росавтодор на своем сайте. Зато если брать дополнительную плату с тех, кто больше других эти дороги портит, то к 2019 году все федеральные трассы в стране будут в нормативном состоянии и перестанут вызывать ненормативную реакцию у автовладельцев. Примерно так рассуждают законодатели, ссылаясь на мировой опыт.

Система взимания платы (СВП) за причиняемый федеральным дорогам вред от движения большегрузов вводится у нас в стране, в том числе и на Вологодчине, уже через месяц. Система эта будет носить философское название «Платон».

Пока утвержден тариф 3,73 рубля с 1 км, но обсуждается вопрос о снижении его до 3,06 рубля. Собираемые деньги (примерно 50 млрд рублей в год по стране) будут расходоваться на ремонт дорог федерального значения без привязки к региону, в котором они были собраны.

Коснется Вологодчины

Протяженность федеральных автомобильных дорог в нашем регионе составляет чуть больше 1 000 км. Это участки трасс А-114 Вологда — Новая Ладога, А-119 Вологда — Медвежьегорск и М-8 Москва — Архангельск (М-8 «Холмогоры»). В ФКУ Упрдор «Холмогоры» мы узнали, что в сутки по федеральным трассам Вологодской области проходит в среднем 40 тысяч автомобилей, и 15 % из общего потока в месяц составляют грузовики массой более 12 тонн. Если посчитать, то каждый месяц в среднем 180 тысяч раз фуры будут платить налоги за проезд по федеральным дорогам Вологодской области.

Самое интересное — каким образом будет взиматься и контролироваться эта плата. Сейчас большегрузы взвешивают на специальных пунктах весового контроля, коих в Вологодской области три. Но к новой СВП эти весы никакого отношения не имеют — для этого будет применяться совсем другая техника.

Все за бортовыми устройствами!

Если в паспорте машины указана разрешенная максимальная масса более 12 тонн, владелец такого транспортного средства должен зарегистрироваться в реестре Системы взимания платы (через личный кабинет на сайте www.platon.ru) или в одном из центров информационной поддержки пользователей — с 15 октября в России будет создано 138 таких офисов, и один из них в Череповце. На Северо-Западе этих офисов будет 22, один из них — в Санкт-Петербурге — уже действует и обслуживает крупных корпоративных клиентов. В центре информационной поддержки владелец фуры должен получить на нее бортовое устройство — бесплатно. Это устройство при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS будет определять протяженность федеральных автодорог, по которым движется фура. Информация об этом будет передаваться по сотовой связи в центр обработки данных, который автоматически подсчитает размер платы с этой фуры за сутки. Средства могут автоматически списываться с лицевого счета владельца машины, или же нужно будет вносить плату в терминалах (в Череповце такой тоже скоро установят), в центрах поддержки пользователей, в банках.

Если ваш грузовик не так часто бывает на федеральных дорогах, можно перед началом рейса оформить и оплатить маршрутную карту — в тех же центрах поддержки, терминалах и в личном кабинете на сайте. В карте будет четко прописан путь вашего движения, и вы заплатите за протяженность федеральных трасс на этом пути.

Штрафы до 450 тысяч

Как же будет контролироваться добросовестность водителей и хозяев фур? Сразу скажем, что автомобили, проходящие по трассам, взвешиваться не будут. В нескольких местах над федеральными дорогами установят рамные конструкции с навесным оборудованием, которое будет сканировать автомобили и определять, являются ли они 12-тонниками, есть ли у них бортовое устройство и оплачена ли дорога. Ту же функцию будут выполнять курсирующие по федеральным трассам страны специально оборудованные автомобили. Информация о нарушителях будет передаваться в ГИБДД, а штраф за уклонение от обязательной платы составляет от 5 тыс. (для водителей) до 450 тыс. рублей (для юрлиц).

Подозреваем, что первое время уклонистов будет много. Рамы будут устанавливаться Росавтодором постепенно — до 2017 года. Всего их в России будет 481, а сканирующих автомобилей — 100.

Цены вырастут

Чего больше всего опасается население страны в связи с новым «налогом» — так это повышение цен на то, что перевозят фуры. А перевозят они, как вы сами знаете, практически все, что продается в крупных и сетевых магазинах и на оптовых складах.

По данным Росавтодора, минимальный рост цен возможен и он составит до 0,5 % от стоимости товаров. Повышение ожидается в первый год пришествия «Платона».

— У нас имеется четыре фуры, но мы не думаем, что затраты, которые мы понесем после введения платы, отразятся на ценах в наших магазинах. Поднимать цены еще, когда они и так повышаются, неразумно, — изложила свою позицию газете «Речь» исполнительный директор одной из местных продовольственных сетей Лариса Русакова. — Другое дело — поведение поставщиков (а они преимущественно из Москвы), от них можно ожидать повышения, которое отразится и на местном рынке. Но не думаю, что это произойдет сразу после введения новой платы — быть может, через полгода.

Из нашего опроса следует, что цены поднимутся и в тех местных магазинах, которые не пользуются фурами, — опять же по причине подорожания на оптовом рынке.

481 рама с навесным оборудованием будет установлена над федеральными трассами России для контроля оплаты дороги, мобильный контроль будут вести 100 специальных автомобилей.

Как оплатить

Деньги за большегрузы могут автоматически сниматься с банковского счета их владельцев либо приниматься в специальных офисах и терминалах, которые откроются на днях и в Череповце.

Юлия Бочкарева