Каких продуктов не хватает Вологодчине

Рынок. На 15,7 млрд рублей поставлено продуктов питания местными сельхозпредприятиями за первое полугодие 2015 года

Перед правительством области поставлена непростая задача: довести долю местных продуктов питания до 60 % к 2016 году. «Речь» попробовала разобраться, каких именно продуктов не хватает Вологодчине и какой вид сельского хозяйства наиболее выгоден.

Всех посчитали

По данным департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, за I полугодие 2015 года розничный товарооборот в регионе составил 44,5 млрд рублей (94,5 % в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2014 года). При этом местными производителями выпущено и реализовано товаров на 22,5 млрд руб-лей, из них 36 % (6,8 млрд руб.) вывезено за пределы области. Таким образом, доля местных продуктов питания в денежном эквиваленте составляет 15,7 млрд руб., то есть чуть более 35 % общего денежного оборота продуктового розничного рынка.

А если считать по количеству проданных единиц товара, то доля продуктов, произведенных местными сельхозпредприятиями, составляет 59 % (без учета товаров, которые невозможно произвести в регионе). Вот и получается, что в количественном выражении настоящих вологодских товаров много, а вот в денежном исчислении их гораздо меньше.

За счет чего правительство области планирует увеличить до 60 % долю местной продукции на наших прилавках? Ответ прозвучал в рамках правительственного часа, посвященного текущему состоянию аграрно-промышленного комплекса Вологодчины, в ходе сентябрьской сессии ЗСО. Зам. губернатора Николай Гуслинский рассказал, что ставка делается на привлечение внимания населения к местной продукции при помощи бренда «Настоящий вологодский продукт», который используют 46 магазинов по всей области.

Плюс в каждом районе и городе области созданы условия для продажи продуктов самими фермерами и сельхозпредприятиями. Торговля от производителя носит в основном выездной характер. Так, в области работают 92 ярмар-

ки в год, имеющие постоянное расписание (то есть проходят с определенной периодичностью). На 7 постоянно действующих розничных рынках Вологодчины работает 621 торговое место, из которых занято лишь 78 %. Сейчас для торговли продукцией местного производства свободно 74 места на рынках, в том числе 34 в Череповце и 30 в Вологде. Вдобавок за восемь месяцев 2015 года было проведено 340 выездных ярмарок, не имеющих постоянного расписания и ограничений по количеству торговых мест. Помогают областные власти и тем фермерам, которые готовы торговать в других регионах: недавно 22 сельхозпроизводителя Вологодчины приняли участие в продовольственной ярмарке выходного дня в Москве.

Отдельной задачей стоит лоббирование интересов местных производителей продуктов питания в различных федеральных сетях. Так, недавно губернатор Олег Кувшинников договорился о сотрудничестве с руководителем федеральной сети «Лента»: вологодские продукты появятся на прилавках по всей стране. С представителями сети магазинов «Дикси» ведутся переговоры о создании в нашем регионе логистического центра, и в этом случае местная продукция будет приниматься на реализацию в гораздо больших объемах.

Регион обеспечен

По данным правительства области, наш регион полностью обеспечивает себя молочной продукцией широкого ассортимента. Так, доля местного молока, масла и сливок (в том числе сухих) составляет 98,1 %, сметаны, творога и кисломолочных напитков — 98,3 %. Областные молокоперерабатывающие предприятия дефицита сырья не испытывают, несмотря на довольно большой объем экспорта молока за пределы Вологодчины.

Несмотря на тяжелое финансовое состояние областных птицефабрик яичной направленности, производство яиц превышает потребность региона в 1,3 раза. А в целом в Северо-Западном федеральном округе производится в 2,5 раза больше яиц, чем может потребить его население. При этом большинство птицефабрик жалуются не просто на конкуренцию, а на явно заниженные отпускные цены на яйца, которые не покрывают расходов на комбикорма, зарплаты и энергоносители. Выход — модернизация устаревшего оборудования, переход на собственное изготовление кормов.

Выращенных на полях региона овощей (картофель, морковь и капуста) хватает для наполнения прилавков магазинов. Вот только как сохранить урожай в течение всего года и сделать его более привлекательным? Своими силами фермеры и хозяйства не справятся. В рамках программы по развитию агропромышленного комплекса Вологодчины, до 2020 года планируется привлечь немало государственных и частных инвестиций для решения этого вопроса. В ближайший год новые овощехранилища и линии по мойке и фасовке картофеля и моркови заработают в Устюженском и Никольском районах. Плюс активно продолжается строительство центров по хранению грибов и ягод, собранных населением, с целью дальнейшей переработки.

Хватает региону и алкоголя местного производства, который лидирует на рынке. Его доля составляет почти 60 % по итогам продаж за I квартал 2015 года.

Не хватает мяса

Область не может обеспечить себя мясом птицы, крупного рогатого скота и свиней. Рынок говядины, свинины, курятины и колбасных изделий на 36 % формируется за счет ввезенной из других регионов продукции. А доля мясных полуфабрикатов и изделий мясной кулинарии из других регионов и вовсе составляет 51,9 %. По закону мясокомбинаты России могут не сообщать информацию о географической принадлежности сырья. Колбаса или мясная вырезка, произведенная или упакованная на территории Вологодчины, не всегда сделана из мяса скота и птиц, выращенных в нашем регионе.

Говядина

Главная причина зависимости региона от поставок мясной продукции из-за пределов Вологодчины и России заключается в том, что растить корову на мясо невыгодно. Себестоимость килограмма говядины в живом весе составляет 150 руб., но сдать на мясокомбинат бычка можно лишь по цене 70 руб. за килограмм живого веса.

— В Череповецком районе вообще нет хозяйств мясной направленности, где бы выращивали свыше 50 голов бычков, — рассказала «Речи» специалист отдела сельского хозяйства администрации Череповецкого района Светлана Смирнова. — Вся говядина, которая производится в нашем районе, — это побочная продукция молочной отрасли. То есть на убой идут телята-бычки, не отелившиеся и старые коровы молочной породы, и пищевая ценность их мяса более низкая. Почему не развивается выращивание коров мясных пород? Невыгодно, нужно потратить два года, чтобы бычок мясной породы набрал вес. Не могут покрыть фермерские хозяйства свои расходы при столь низкой закупочной цене мяса.

Так, например, ООО «Октябрьское» делает ставку на производство молока и продает трехдневных телят молочной породы. ООО «Русь», которое управляет ЗАО «Шухободское», тоже ориентировано на коров молочной породы, но в этом году планирует в осеменении использовать материалы мясных пород, чтобы телят-бычков поставить на откорм. Однако это скорее эксперимент. Один из наших крупных фермеров ежегодно откармливает по 50 бычков, но мясо идет на премирование сотрудников и обеспечение их бесплатными обедами.

Свинина и курятина

Производством свинины в Череповецком районе занимаются два крупных предприятия, АО «Уломское» и ЗАО «Ботово». И если «Уломское» сейчас испытывает массу трудностей из-за нерадивого управления бывшими собственниками, то ЗАО «Ботово» принадлежит группе компаний «Черкизово» и в основном работает на мясокомбинаты, расположенные в других регионах. В итоге к нам возвращаются котлеты, тушенка, мясо глубокой заморозки, колбасы и т. д. Раскрывать финансовые и статистические показатели ЗАО «Ботово» без разрешения московского офиса не может.

В производстве мяса кур дела тоже обстоят не гладко: нормы привеса соблюдаются на 85 %. Это значит, что птице не хватает корма и время ее откорма увеличивается, растут также падежи поголовья, а значит, и затраты птицефабрик, которые и так в большинстве своем обанкротились или закрыты.

Откуда ноги у цен растут?

В ходе подготовки этого материала мы не могли не обратить внимание на то, что фермер сдает бычка по цене 70 руб./кг, а в магазинах говядины дешевле 350 руб./кг не найти... Средняя закупочная цена свинины в живом весе по России — 80 руб./кг, а в магазинах дешевле 200 рублей за кг нет... Себестоимость производства десятка яиц на вологодской птицефабрике — 22 руб. (данные на I квартал 2015 года), но местных яиц дешевле 44 рублей нет... Почему? «Речь» попытается разобраться. А пока администрация Череповецкого района фиксирует новую тенденцию последнего времени: все больше сельских жителей и дачников заводят для собственных нужд куриц, кроликов, свиней и коров. Есть даже практика, когда две семьи растят одну корову или парочку свиней — так дешевле, следовательно, и прибыль больше.

Полина Удовиченко