Череповецкие школьники делают открытия

Образование. Ребята ведут уникальные исследования и даже спорят с геоботаниками

Стартовала заочная областная конференция исследовательских работ «Молодая наука +». Организует ее Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой — признанный лидер в развитии научно-исследовательского творчества учащихся.

Это уже вторая такая конференция. В прошлом учебном году педагоги дворца организовали заочную межрегиональную конференцию, участниками которой стали ученики 2 — 4-х классов школ Вологды, Череповца и района: Тоншаловской, Ягановской, Ботовской. Интерес у школьников к научно-исследовательской деятельности большой, и организаторы решили каждый год менять возраст участников и даже сами секции, чтобы как можно больше ребят могли проявить свои таланты, представить свои исследования.

В этом году в конференции участвуют учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования в возрасте от 11 до 13 лет (5 — 7-е классы). Что же изучают юные исследователи вместе со своими научными руководителями?

Сергей Росляков, член туристско-краеведческого клуба «Исток», представит исследование «Военное детство в Череповце»; Руслан Скамбрычий расскажет о судьбе череповчанина Александра Кожина, кавалера двух орденов Славы.

Анжела Антропова представляет работу «Восточно-европейские овчарки в России — соответствие стандартам». Семиклассница уже третий год занимается в натуралистическом центре «Радуга» Дворца детского и юношеского творчества, и это исследование у нее не единственное, она умеет вести кропотливые изыскания, производить расчеты.

— Я побывала в череповецком питомнике для собак, мне дали сведения, какова у собаки высота в холке, длина передней ноги, размер головы и другие. Я высчитывала индексы телосложения. Большинство собак соответствует стандартам, несмотря на то, что индексы были установлены давно, а сейчас собаки меняются.

Полина Селякова исследует энтомофауну на территории музея Игоря-Северянина во Владимировке, конкретно — мутации клопа-солдатика. Зачем семикласснице клоп? Оказывается, работа имеет вполне прикладное значение: ребята из центра «Радуга» и клуба «Исток» шефствуют над музеем, восстанавливают чистоту территории. И клоп-солдатик показывает, помогает такая работа природе или нет: чем больше мутаций, тем сильнее вредные воздействия. Полина обнаружила и доказала, что число мутаций снижается, а значит, работа школьников действительно помогает природе.

Катя Лисова вообще провела уникальное исследование, причем в прошлом году — в седьмом классе: после массы замеров и расчетов доказала, что на нашей территории растет не только ель обыкновенная, как уверяют геоботаники, но и ель финская — гибрид сибирской и европейской елей, появившийся в давние времена.

Как видим, исследования череповецких школьников разнообразны и полезны не только им самим.

Ирина Ромина