Как «Слово...» отзовется. Князь Игорь в Череповце

История. Выставка ярославского музея «Слово о полку Игореве» откроется сегодня в Историческом музее

Цель выставки (6+) — воссоздать атмосферу эпохи, когда было написано «Слово...». Гости смогут поступить в войско Игоря, спланировать с ним поход на половцев, разглядеть воинский арсенал, но перед этим сесть за парту древнерусской школы.

«Не начать ли нам, братья, скорбную повесть»

Как мы знаем из школы, величайшее произведение древнерусской литературы было написано в конце XII века вскоре после упоминаемых в нем событий, а именно неудачного похода новгород-северского князя Игоря на половцев с его пленением и побегом из плена. Широкой общественности произведение стало известным немногим более двухсот лет назад, когда его опубликовал коллекционер древностей граф Алексей Мусин-Пушкин. По его словам, он приобрел рукопись у архимандрита упраздненного к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Впрочем, в последние 10 — 15 лет получила распространение версия о том, что Мусин-Пушкин нашел «Слово...» в сборнике, полученном из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря. Спустя века, а именно в 1985 году по инициативе легендарного ученого Дмитрия Лихачева при Ярославском музее-заповеднике был открыт музей «Слова о полку Игореве». Сотрудники именно этого музея и привезли на два месяца выставку в Череповец.

— За 30 лет наш музей собрал большую коллекцию по теме «Слова о полку Игореве», — рассказала корреспонденту «Речи» куратор выставки Людмила Михайловна Зуб за день до открытия экспозиции. — Несколько лет назад мы увидели, что можем сформировать интересную выставку из тех экспонатов, которые не входят в основную экспозицию.

Выставку приурочили к Году литературы, но, по мнению Людмилы Зуб, о «Слове...» следовало бы вспомнить и по другой причине. Сегодня произведение как никогда актуально, ведь его главная тема — конфликты братских народов и неспособность объединиться перед общей угрозой. «Русские и половцы бились в XII веке неподалеку от тех мест на территории Украины, где сегодня раздаются выстрелы и взрывы», — говорит куратор выставки. О братском расколе автор «Слова...» писал так: «Уже, братья, невеселое время настало, уже степь силу русскую одолела. Обида встала, прогнала времена счастливые. Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую».

«Поддерживает ли ярославский музей связь с музеем „Слова...“ в украинском Новгороде-Северском?» — интересуюсь у Людмилы Михайловны. «Когда-то взаимодействовали, но уже давным-давно связи нет, — признает она. — Как разошлись по разным странам, так общение постепенно и затухло».

«Тяжко Русской земле без Игоря»

Выставочный проект ярославского музея отправился в первый поход еще в 2008 году. Передвижная выставка объехала несколько городов в разных регионах России, в Череповец она приехала из Рязани, а потом ее ждут в Сибири. К формированию каждой выставки подход особый, поскольку под нее выделяются разные помещения, да и города разные. «На месте обживаетесь?» — интересуемся у куратора. «Нет, что вы, концепция всякий раз создается заново в Ярославле и утверждается ученым советом музея», — говорит Людмила Зуб. Вместе с ней в Череповец приехала художник-оформитель.

Ярославцам был предоставлен один из главных залов Историко-краеведческого музея, который в обычное время рассказывает о древнем населении наших мест и зарождении христианства. Лодка-долбленка, иконы в человеческий рост были вынесены в другое помещение, но два бревенчатых сруба, в которых размещались жилище древнего человека и келья монаха, оказались нетранспортабельными. Что нельзя вынести, то можно обыграть, решили ярославцы, и на два ближайших месяца в одном срубе «поселились» подданные Игоря, которым суждено было покинуть отчий дом и не вернуться. А во втором — древнерусская церковная школа, интерактивный уголок. Здесь посетителям не только расскажут о том, что и как преподавали ученикам на Руси тысячу лет назад, но и дадут попробовать начертать древнерусские буквы металлическим писалом (аналог современной ручки, больше похожий на гвоздь с ручкой) на дощечке, покрытой воском. После краткого изучения алфавита — от «аза» до «ижицы» — посетители (из тех, кто хорошо слушал) смогут прочесть шуточную фразу, написанную на берестяной грамоте школьником XII века.

Также на выставке можно увидеть подлинные иконы из ярославских храмов, большую карту русско-половецких походов, старинные церковные книги, а также копии летописей, в которых рассказывается о князе и его сражениях. Фантазию посетителей подхлестнут и многочисленные иллюстрации (в том числе летописные) бессмертных строк и, собственно говоря, сам текст «Слова...». Посреди зала встала гигантская книга, на страницах которой текст произведения приведен на древнерусском и современном русском языках. Школьникам, прошедшим уголок древнерусской школы, наверняка интересно будет вчитаться в эти «не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы».

«Под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены»

Витрина с подлинными предметами эпохи князя Игоря, возможно, затеряется среди ярких иллюстраций и интерактивных уголков. Но именно эти обнаруженные археологами предметы — самая ценная с научной точки зрения часть выставки. Под стеклом разложены наконечники стрел и ножей, а также женские украшения. Экспонаты помогут посетителю представить, как выглядело оружие, которым князь Игорь и его войско сражались с половцами, и что носила его супруга Ярославна, героиня «Слова...», и другие знатные дамы той эпохи. В Череповец привезли преимущественно предметы, найденные в Ярославской области. В самом музее можно увидеть оружие, обнаруженное на месте боев дружины Игоря и половцев.

«Украшения в то время были одновременно и оберегами, — рассказывает Людмила Зуб. — Женщина украшала открытые участки тела: шею, виски, запястья — и таким образом защищала себя от злых сил. Двенадцатый век — время двоеверия. Христианство уже принято, но отголоски язычества еще остаются. Куда идет Ярославна, узнав, что князь попал в плен? Не в храм, а на городскую стену и обращается с мольбой не к Богу, а к солнцу, ветру и Днепру».

Посетителям, которые захотят обратиться к создателям выставки, предложат книгу отзывов. «В Ярославле оставляют интересные записи, — говорит Людмила Зуб. — Часто пишут, что до посещения музея относились к „Слову...“ и вообще к истории Древней Руси иначе, а теперь она будто стала ближе и роднее».

Споры вокруг «Слова о полку Игореве»

Вокруг авторства и подлинности «Слова...» не один век ведутся споры, которые усилились после того, как оригинал сгорел в 1812 году. Считается вполне надежно установленным, что рукопись «Слова...» относилась к XV веку. По всей вероятности, переписчик многого не понимал из текста XII века и переписал его с ошибками. Автор произведения неизвестен. Согласно одним гипотезам, им был певец-сказитель, согласно другим — полковой священник князя Игоря.

Сергей Виноградов