Педагоги Череповцу почти не требуются

Число вакансий учителей и воспитателей уменьшилось за три года в несколько раз

Резко изменилась к лучшему ситуация с педагогическими кадрами в Череповце — причем как в детских садах, так и в школах. Приходят выпускники вузов, возвращаются те, кто покинул педагогику несколько лет назад. И остаются.

Первые шаги

В прошлом году в школу № 14, что за Шексной, пришли сразу три молодых педагога: два преподавателя истории и обществознания, один — иностранного языка.

— Очень деятельные, быстро во все вникают, никаких проблем с ними нет, — рассказала «Речи» зам. директора школы № 14 Наталья Евдокимова. — Хотя одно дело — учиться в институте, и другое — работать в школе. Простой пример: у нас электронная проходная, электронная столовая, электронные журналы... Пользоваться этими новинками тоже надо научиться. Не учат в вузе и быть классным руководителем, общаться с родителями. Выпускникам многое приходится осваивать уже в процессе работы. И радует, когда это происходит быстро. Одной из наших новеньких, Александре Колпаковой, даже доверили классное руководство.

Из однокурсников Александры Колпаковой лишь четверо пришли работать в школу. Сама она приняла это решение после практики у Татьяны Орловой, историка школы № 1.

— Татьяна Юрьевна, на мой взгляд, учит детей жить в мире, который существует реально, а не в их воображении, — говорит Александра. — Рассчитывать на свои силы в решении любых задач. Она делится личным опытом, переживаниями и всегда выслушивает ученика. Таким и должен быть современный учитель. И я очень благодарна коллективу школы № 14: здесь есть у кого поучиться, учителя «не жадничают» — делятся опытом, а директор всегда поддерживает молодых.

Для историка Анны Кургановой  это тоже второй учебный год.

Как решали проблему кадров

Снижение числа вакансий педагогических работников в детских садах в семь раз, а в школах в три раза, изменение ситуации с кадрами в сфере образования от сложной (а несколько лет назад и катастрофической) до вполне спокойной произошло за последние три-четыре года. Что же повлияло?

Понятно, что большую роль сыграло заметное повышение зарплаты педагогам. Но, как отмечают учителя, чтобы получать достойные тысяч тридцать и более, нужен ряд условий. Во-первых, очень много работать: вести уроков больше, чем на ставку (то есть не 18 часов в неделю); во-вторых, участвовать в различных конкурсах, комиссиях, творческих группах и т. д.; в-третьих, иметь стаж и категорию.

У выпускника вуза зарплата, конечно, меньше. Вот пример: начинающий учитель в прошлом году, имея нагрузку 24 часа в неделю, в первом полугодии получал чуть больше 11 тысяч (гарантированно), а с премиями (стимулирующая часть) выходило в месяц около 13 тысяч на руки. Во втором полугодии, ввиду хорошей работы, доплаты выросли. Стимулирующая часть зависит от баллов, а баллы — от всей работы педагога, о чем мы уже сказали. Баллы начисляются два раза в год — в сентябре и январе, а какая сумма придется на каждый балл, зависит от многих факторов и рассчитывается ежемесячно.

Это первый фактор — материальная сторона.

Приход молодых в школы и дошкольные учреждения, по наблюдениям специалистов управления образования, зависит в первую очередь от числа выпускников педагогических специальностей в ЧГУ. Если таковых мало — и приток свежих сил мал.

Это второй фактор — подготовка смены.

В последние годы наметилась и такая тенденция: в школу, в детский сад возвращаются педагоги, ушедшие когда-то (в бизнес, на производство и т. д. —  как правило, в поисках более высокой зарплаты). У них есть стаж и желание работать по специальности. Тем более что ситуация на рынке труда переменчива, не редкость сокращения, снижения зарплаты.

Это третий фактор — стабильность в сфере.

И наконец, оптимизация. Специалисты, чьи должности были сокращены, перешли в педагоги, что тоже в какой-то степени помогло решить проблему.

Можно спорить, насколько эффективен каждый из этих шагов в плане качества образования, предоставляемого нашим детям, но, по крайней мере, все уроки во всех школах ведутся, и мы забыли уже, что было когда-то и иначе. А достижения череповецких педагогов признаны на самых разных уровнях.

17

Столько сегодня вакансий в школах города, причем не все для педагогов (три года назад было 55). В детских садах — 340 вакансий, но воспитателей требуется только 22 (в 2012 году — 154).

Ирина Ромина