«Сказка» окупилась за два года

Опыт. А еще через год центр «В гостях у русской сказки» вошел в топ-35 лучших туробъектов Вологодчины

В год резиденция кикиморы принимает около 10 000 туристов. Чем и кому интересен сказочный туризм в череповецкой деревне Ботово и как малый бизнес вырос до того, чтобы тиражировать свои идеи, рассказала «Речи» предприниматель Екатерина Светлова.

Конкурсы важнее рекламы

— Об успешности нашего проекта может говорить то, что мы стали одними из победителей конкурса «Вологодчина: сокровища Русского Севера», организованного при поддержке правительства области, — говорит Екатерина Светлова. — Я считаю, что это стало для нас лучшей рекламой.

35 туристических объектов, набравших больше всего голосов в Интернете, попали в путеводитель по Вологодской области. Среди них и ботовский культурно-досуговый центр «В гости к русской сказке». Путеводители распространяются в аэропортах, гостиницах, кроме того, туристические объекты представлены на билбордах на автодорогах Вологодской области. Благодаря грантовой помощи малому бизнесу и смог развиваться центр. В апреле 2012 года проект Екатерины был в числе победителей Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» (из 8 тысяч посетителей центра в 2011 году 1 200 были дети-сироты, с ними работают бесплатно). Как призеру конкурса предпринимателю Светловой предоставили беспроцентный кредит на сумму 400 тысяч рублей. Деньги были направлены на благоустройство территории центра, приобретение сказочного инвентаря и открытие сувенирной лавки.

— Центр нашей уличной композиции — это большие фигурные качели, — показывает Екатерина журналистам. — Мы купили их за 160 тысяч рублей, но они стоили того — сразу понравились всем посетителям.

За событийный туризм режиссер массовых мероприятий взялась четыре года назад. Центр построили на месте бывшей свалки, заросшей борщевиком. Борщевик выше человеческого роста окружает избушку кикиморы, но на территорию теперь не забирается. За избушкой поставлен бензогенератор, благодаря которому у кикиморы и ее собратьев есть электричество.

— Я всегда была активной, была даже депутатом совета Яргомжского сельского поселения, хулиганов гоняла по Ботову, — продолжает Екатерина. — Сказочный проект — мой первый и единственный. Почему взялась за сказку? Потому что ее в жизни не хватает. У людей работа весь день, придешь домой, включишь телевизор, а новости только грустные. Я решила, что сказочная кикимора придется по душе.

Мы спросили, как распространялась информация среди потенциальных заказчиков экскурсий в домик кикиморы. Больше всего ботовский предприниматель доверяет сарафанному радио. Пробовали рекламу в Интернете, в автобусах Череповца. Но людей, привлеченных именно традиционной рекламой, было немного. Включение в топ-35 туробъектов области Светлова рассматривает как лучший вариант рекламирования услуг — потому что эта реклама нацелена на потенциальных туристов.

Чем привлекать гостей

Ставку Светлова сделала на необычные программы с элементами интерактива. Программ для успешной деятельности должно быть несколько, и чем больше, тем лучше, чтобы посетителям хотелось возвращаться снова.

В центре «В гостях у сказки» работает шесть человек, они оформлены по трудовой книжке. В числе работников — бывшие артисты цирка лилипутов. Благодаря им удается придумать нестандартные повороты для известных сюжетов. К примеру, на Новый год гостей встречает Дед Мороз. В представлении многих Дед Мороз — большой краснощекий старик. В Ботове же роль Деда Мороза играет человек низкого ростат, которого кикимора носит с собой в мешке.

Осенью в гости к сказке приезжают дети, а летом резиденция кикиморы Мары принимает свадьбы и юбилеи. Привлекает Светлова посетителей необычным интерьером в сказочном стиле и опять же программами — она придумала развлекать молодоженов и их гостей «Свадьбой в Малиновке» с актерами в костюмах в стиле известного фильма. Осенью все приезжают квасить капусту. Оказывается, это занятие тоже может превратиться из скучного действия в целый ритуал: капусту не режут, а ломают, как на «вечерухах» в русской деревне, капусту бросают друг в друга, записывают 20 рецептов закваски. После все отправляются на дискотеку. Но и на этом программа не заканчивается. Екатерина Светлова решила, что интересным финалом праздника будет угощение. Когда участники программы возвращаются в избушку, там накрыт стол. Деревенская мастерица Нелли Николаевна приносит пироги с капустой — только из печки, все пьют чай с пирогами.

Сейчас вокруг избушки выращивают небольшой садик — из подаренных деревенскими жителями растений: вишни, сирени. Ближе к дороге живут в загонах гуси, кролики и коза Машка. Они тоже привлекают внимание посетителей.

Прибыль появилась почти сразу

Единственный кредит Екатерина Светлова брала как победитель конкурса «Социальный предприниматель — 2012»: на льготных условиях ей предоставили 400 тысяч рублей. На все остальное средства искали самостоятельно.

— Наш проект вышел на самоокупаемость через два года после старта. С интересными программами событийный туризм быстро начинает приносить прибыль, — объясняет предприниматель. — Может, и не очень большую, но мы остаемся на плаву и не думаем закрываться — только развиваться. Мы занимаемся не только свадьбами и юбилеями, работаем и с детьми из детского дома и подопечными психоневрологического интерната. Над четырьмя детдомовцами мы взяли шефство. Мы готовы рассказывать о нашей работе и тиражировать опыт привлечения туристов. Затраты в этом бизнесе не очень большие, а прибыль стабильная, если умело поставить дело.

Алена Сеничева