35media.ru

Авиакомпанию продадут за один рубль

Банкротить вторую по величине авиакомпанию в России? На такой шаг вряд ли бы кто-то решился. Поэтому вопрос спасения перевозчика стал делом государственной важности и обсуждался не где-нибудь, а на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Вторая по объему перевозок российская авиакомпания «Трансаэро» с парком из более сотни самолетов вся в долгах. Падение доходов населения и, следовательно, числа перевозок, общая стагнация рынка, жесткая конкуренция, неправильный менеджмент — все это и многое другое привело к тому, что, по различным данным, компания задолжала банкам до 160 млрд рублей. Спасали перевозчика с прошлого года, пытаясь реструктурировать долги под госгарантии, однако задолженность слишком велика, а компания в условиях падения рынка продолжала работать в убыток. В обычной ситуации дело понятное — назначать внешнее управление и банкротить. Однако «Трансаэро» слишком велика, слишком важна (одних только проданных вперед билетов накопилось два миллиона), на нее слишком много завязано, включая сотни маршрутов и тысячи рабочих мест. Словом, на совещании у Шувалова было принято решение, которое, как кажется, устраивает всех и которое называют лучшим сценарием в сложившейся ситуации. Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» планирует купить 75 % акций «Трансаэро» и поправить положение дел в компании. Задача затратная, поэтому контрольный пакет будет предложен «Аэрофлоту» за символическую цену — 1 рубль. Впрочем, если сделка состоится, может возникнуть опасность монополизации российского рынка авиаперевозок, ведь «Аэрофлот» плюс «Трансаэро» — это будет настоящий гигант с огромной долей на рынке. Как следствие, перевозчик сможет диктовать рынку свои условия, а это приведет к росту цен на билеты. В Минэкономразвития РФ поспешили заявить, что такой опасности нет, потому что «на всех маршрутах присутствует более трех перевозчиков». Но эта арифметика не совсем корректна, ведь парк самолетов средних и маленьких авиакомпаний ограничен, и если предположить, что монополист начнет повышать цены, а конкуренты — нет, то дешевых мест на всех пассажиров все равно не хватит. Поэтому опасения как минимум не беспочвенные.

Андрей Савин