Лекарства «под копирку»

Копировать ссылку
Источник: Голос
Патентованные препараты или дженерики? Посетители аптек из двух составляющих принципа «цена — качество» выбирают низкую цену.
Лекарства «под копирку»
Патентованные препараты или дженерики? Посетители аптек из двух составляющих принципа «цена — качество» выбирают низкую цену.

Череповчане при покупке лекарств все чаще произносят магическое слово «дженерик», и фармацевты в ответ предлагают несколько наименований препаратов, содержащих то же действующее вещество, что и патентованное зарубежное средство, но по цене значительно дешевле. Что такое «дженерики», насколько они действенны? За ответами на эти вопросы мы обратились к людям, которые знают о лекарствах все, — к провизорам.

Предельная цена

Провизоры (специалисты с высшим фармацевтическим образованием) и фармацевты (специалисты среднего аптечного звена) имеют право со знанием дела предложить пациенту то или иное лекарственное средство. Сегодня наши собеседники — специалисты сети аптек муниципального предприятия «Фармация» — директор Надежда Хорева и заместитель директора по фармацевтической деятельности Наталия Попова. А поводом для встречи стало принятие с

1 марта новых списков жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и установка предельных цен на них. Напомним, что в последний раз эти списки обновлялись три года назад, и в 2015-м к перечню добавилось еще 50 наименований препаратов.

С 1 марта определены предельные отпускные цены на шестьсот с лишним наименований лекарств первой необходимости. С 1 марта 2015 года не допускается продажа лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП, на которые производителем не зарегистрирована отпускная цена. Как узнать предельную цену на лекарства? Реестр препаратов из перечня с предельными отпускными ценами на них и предельными оптовыми и розничными надбавками опубликован на сайте РЭК по адресу: vologdarec.ru

Дженерики

В связи с экономическим кризисом многие препараты, поступающие в Россию из-за рубежа, становятся чрезмерно дорогими, и их место занимают дженерики. Для слова «дженерик» в русском языке есть более привычное определение — синоним. Но фармацевтическая реклама, продвигая определенные бренды и расписывая уникально новые препараты с улучшенной формулой, никогда не упоминает о том, что речь идет о синонимах как таковых, а не о патентованных средствах.

— Чтобы понять, почему дженерики стоят дешевле, необходимо разобраться в том, из чего складывается цена на патентованные препараты, — поясняет Наталия Попова. — Когда создается та или иная оригинальная фармацевтическая формула, изготовители вкладывают в ее разработку огромные средства, тратят миллионы долларов или евро на химические, биологические и клинические исследования, на апробацию препарата на людях, на рекламу, продвижение нового продукта на фармацевтический рынок. Все эти расходы определяют цену оригинального препарата. Оригинальный препарат получает патент, действующий определенное время — от 10 до 30 лет. В течение срока действия патента никто не имеет права выпускать лекарства с аналогичной формулой, поэтому цена на оригинальные препараты высока. Когда патентный срок закачивается, эту формулу могут использовать другие компании для выпуска аналогичных препаратов. Но они уже не несут затраты на исследования, поэтому эти лекарственные средства, в отличие от патентованных, стоят дешевле. Эти препараты и называют дженериками. Утверждать, что дженерики по определению хуже оригинальных препаратов, я бы не взялась. Если дженерики выпускают ответственные фармацевтические предприятия, им нет смысла ухудшать лечебные свойства препарата.

Дешево и сердито

Но копии всегда чем-нибудь отличаются от оригинала. Дженерики не исключение. Во-первых, они выпускаются уже под иным названием, в другом оформлении и в новой упаковке. Во-вторых, в составе этих «скопированных» с оригинала препаратов также происходят изменения. Ведь обязательным является сохранение только основной химической формулы — действующего вещества.

— Разницу пациент может ощутить, а может и не заметить, — говорит Надежда Хорева. — Опытные пациенты выбирают при покупке из перечня одного и того же международного непатентованного наименования препараты определенных производителей. Конечно, все это очень субъективно. А у дженериков есть определенные преимущества: они содержат то же активное вещество, что и патентованное средство, и вполне сопоставимы по лечебному эффекту с оригиналом, а цены их значительно ниже.

Цены на патентованные препараты и дженерики отличаются в несколько раз. Списки взаимозаменяемых препаратов на сайте Минздрава наглядно показывают это. К примеру, обезболивающие и противовоспалительные таблетки «Нурофен» стоят сто с небольшим рублей, а «Ибупрофен», который является основным действующим веществом в «Нурофене», — в 10 раз дешевле. Оригинальный препарат «Виагра» фирмы «Пфайзер» покупателю обходится в полторы тысячи рублей, а цена на дженерик под названием «Силденафил» недотягивает до 600 рублей. Антибиотик «Сумамед» стоит около 500 рублей, а его аналог «Азитромицин» не дороже 100. Так что взаимозаменяемые лекарства вполне могут сократить расходы семейного бюджета.

Недоброкачественные препараты

Среди таблеток, продающихся в аптеках, встречаются и такие. В фармацевтическом море поймать подобную «рыбку» непросто. Могут ли провизоры на глазок определить некачественное лекарство?

— Некачественные лекарственные средства делятся на две категории — недоброкачественные препараты и фальсификаты. Если подделка хорошего качества, то ни вы, покупатели, ни мы, провизоры, отличить ее от оригинала не сможем, в этом случае нужны лабораторные исследования, — говорит Наталия Попова. — Такие исследования у нас в области проводятся в вологодском Центре контроля качества. Недоброкачественные лекарства определить легче. Мы с фальсификатом практически не встречаемся, а вот с недоброкачественной продукцией иногда приходится сталкиваться. Каждая партия лекарств, поступающих в аптеку, должна сопровождаться сертификатом качества. Недоброкачественная продукция обычно имеет какой-нибудь изъян: мятые упаковки, некачественную печать и т. д. В случае обнаружения таких препаратов мы помещаем их в карантинную зону, составляем акт и возвращаем фирмам-поставщикам.

Доля дженериков на рынке

В США, где велика доля фармацевтических компаний, создающих патентованные препараты, доля дженериков составляет 15 % от общего объема аптечных продаж. В Японии и Германии — 30 %, в Великобритании — 50 %, в России — более 90 %. В тех странах мира, где велика доля государственного сектора в медицине, врач, работающий в госструктуре, при наличии дженерика обязан выписать пациенту именно его.

Татьяна Васнецова

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 80 →

Праздник законченности дел есть в календаре. А как вы справляетесь с делами?

18.45%
21.03%
16.74%
18.03%
25.75%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Сердечно благодарю вас за поддержку, за оказанное доверие. Читаю в комментариях поздравления и хочу сказать спасибо за каждый ваш голос, который был отдан во имя развития родной земли, который был отдан за конкретику, за результат, за будущее Русского Севера.

Я искренне рад, горд, счастлив и очень ценю, что вологжане высоко оценили наши принципы работы. Такие как, быть, а не казаться, власть для людей, становиться лучшей версией себя.

Вы оцениваете результаты, которых мы достигли за десять месяцев работы. Я благодарю всю свою команду за ярость в стремлении к всесторонней победе».

9 Сентября 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
09 октября, среда
16:30:34
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 96.11
EUR 105.69