Не торговлей единой жив бизнесмен

Инициатива. Готовы ли череповецкие предприниматели осваивать современные виды бизнеса?

Искать новые ниши для предпринимательской деятельности, а также успешно развиваться в однажды найденных нишах череповецкие бизнесмены могут — в этой мысли укрепляешься, знакомясь с номинантами ежегодного городского конкурса «Бизнес-поколение».

Мне довелось присутствовать на заседании экспертной комиссии, члены которой знакомились с презентациями 11 предпринимателей, попавших в заключительный этап конкурса. Надо сказать, в большинстве случаев жюри (а в него вошли представители мэрии, городской думы, Агентства городского развития, успешные предприниматели города) пребывало в растерянности: количество номинаций ограничено, а наградить хотелось буквально всех.

На самом деле, призадумаешься. Что вообще считать главным мерилом успешности того или иного бизнес-проекта?

С одной стороны, любое дело должно быть прибыльным. Бизнес — занятие суровое, в него не приходят с расчетом неплохо провести время в свое удовольствие. И если в своем бизнесе ты ярок, талантлив и смел, но он не приносит тебе дохода, говорить об успешности, наверное, не стоит.

С другой стороны, когда предприниматель реализует социально значимые проекты, совмещая зарабатывание денег с некой не всегда материальной, но всегда необходимой помощью обществу, он достоин похвалы, невзирая на то, что отдача от бизнеса может быть не очень большой.

Еще вопрос: корректно ли сравнивать по степени успешности два бизнеса из разных сфер? А ведь приходилось. Вообще часто приходилось отмечать и сопоставлять разные достижения отдельных конкурсантов, не понимая, кто же из них лучший?

К примеру, предприятие по производству стальных дверей состязается с медицинским центром. При этом обоих сближает главное обстоятельство — стремление к внедрению и применению инновационных технологий. И оба приносят пользу не только клиентам, но и местной экономике.

Применение новейших методов хирургии, таких как лазерная и радиоволновая, безусловно, позволяет больным быстрее и эффективнее поправить свое здоровье. Но это значит еще и то, что современные операции можно проводить без больничных и рабочие места не будут простаивать.

А фирма — производитель дверей, по словам ее руководителя Ильи Пронина, имела в числе заказчиков крупнейшие предприятия региона и дилерскую сеть по Вологодской области, пока в прошлом году не решила осваивать рынки сбыта в столичных регионах.

— Мы понимали, что с существующими технологиями это было практически невозможно, и долго работали над инновационным проектом, — рассказал Илья Пронин. — Задача была непростая — повысить конкурентоспособность, оставшись в прежней ценовой нише.

В итоге была разработана совершенно уникальная технология, есть задел для дальнейшего роста, но главное — в случае этого роста производство собираются оставить в Череповце, работать на местных комплектующих или на сырье, покупаемом у местных партнеров.

— В нашем понимании деньги должны оставаться в семье, — подчеркнул Пронин.

Итак, вопрос: кто лучше? Очень непростой вопрос.

А вот другое сложное сравнение: клиника для людей и клиника для животных. Кто-то, кто равнодушен к животным, может назвать такое сопоставление некорректным. Но с точки зрения бизнеса и уникальности услуг, предоставляемых обоими медучреждениями, никакой загвоздки нет. Обе фирмы работают давно, у обеих богатая клиентура, обе значительно развились за это время, а главное — предоставляют востребованные услуги. Загвоздка, пожалуй, только одна: кто успешнее? Как это определить?

— В жюри было работать очень сложно, — признавался уже потом, на торжественном вручении наград, заместитель мэра по вопросам социально-экономического развития Михаил Ананьин. — Потому что каждый из ваших проектов весьма интересен для города, для наших жителей.

Разве можно обойти вниманием инвалида-колясочника Дмитрия Беляева, который открыл в Череповце собственный ортопедический салон, принял на работу еще одного колясочника и оказывает товарищам по несчастью неоценимую помощь: кто, как не он, лучше других знает проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, и сможет дать по-настоящему полезные консультации?

А круглосуточное агентство бытовых услуг, занимающееся социальным обслуживанием стариков, инвалидов, тяжелобольных?

Наверное, самое главное, на что стоит обратить внимание, — не награды, полученные или не полученные участниками конкурса, а факт существования в Череповце таких важных (и при этом успешных) предпринимательских проектов. Впрочем, организаторы «Бизнес-поколения» это понимают.

— Все мы знаем о значении малого и среднего бизнеса в развитии нашей экономики, а потому так важно демонстрировать их достижения, — говорит директор Агентства городского развития Оксана Андреева. — Городские предприниматели, стремясь к независимости, все чаще осваивают самые разные ниши рынка. И чем более успешной будет эта общественная прослойка, тем достойнее будут жить череповчане в целом. Так что «Бизнес-поколение» — это демонстрационная площадка лучших из лучших проектов, а не только престижный конкурс, позволяющий участникам укрепить деловую репутацию, продемонстрировать достижения и установить новые деловые контакты.

Вручая награды, мэр Юрий Кузин заметил:

— Здесь присутствуют те люди, для которых успех — не бесплатное приложение к усилиям. Он приходит только к тем, кто осознанно движется к цели, правильно распределяет ресурсы и наверняка имеет опыт ошибок, из которых сделаны правильные выводы. Вы являетесь примером для многих других в различных сферах деятельности. Во многом благодаря вам меняется мир вокруг.

— Ошибочно полагать, что в бизнесе уже все ниши заполнены и нет места для предпринимательской инициативы, — также подчеркнул глава города. — Сегодня в бизнесе трудятся более 60 тысяч череповчан — это более трети трудоспособного населения, и с каждым годом число предпринимателей растет.

Андрей Савин