Училище искусств отметило 45-летие

Отмечая это событие, юбиляры четыре часа пели, плясали и играли на инструментах

За 45 лет Училище искусств и художественных ремесел выпустило более 2 000 специалистов в самых разных творческих сферах, создав в городе культурную среду. В Череповце не найдешь ансамбля или оркестра, в котором бы не работали выпускники училища.

Имена и семена

Училище искусств было открыто летом 1969 года в рамках государственной программы, направленной на подъем культуры Нечерноземья. Повсеместно в промышленных городах стали появляться учреждения культуры, о которых там прежде и не мечтали. Цели у программы были амбициозными — не столько повеселить народ, сколько создать культурную среду.

Училище искусств стало первым крупным «кустом» на череповецком культурном поле, который не только кормил плодами, но давал семена. Из этих «семян» выросли многие творческие коллективы Череповца и Вологодской области, которые известны в России и за ее пределами. Ансамбли «Русский Север», «Череповец» и «Гостья», три городских оркестра, певцы и певицы из хора «Воскресение» и коллективов Филармонического собрания, художники и мастера декоративно-прикладного искусства... Многие, если не большинство активных «пахарей» на сегодняшней городской ниве искусства — выпускники училища. Если представить его историю схематично, то к Училищу искусств потянутся стрелочки со всего Советского Союза: преподаватели приезжали из самых разных мест, принося свои традиции и рождая череповецкие. А от училища лучи бегут во многие города, страны и сферы. Его выпускники не только поют, танцуют, рисуют и режут по дереву... Они преподают, руководят, делают постановки, открывают картинные галереи. За годы существования учебного заведения из его дверей вышло более двух тысяч специалистов.

На юбилейном вечере зал был переполнен. В зале присутствовали сразу три директора училища разных лет. Посетил мероприятие и экс-губернатор Вологодской области, а ныне депутат Госдумы Вячеслав Позгалев, который сделал многое для училища: в 1991 году передал комплекс зданий горкома (каменная женщина с книгой, сохранившаяся на фасаде, с тех времен), а годом позднее поддержал проведение международного конкурса «Кубок Севера».

— Лучшие творческие коллективы города были созданы в самое трудное время — в 90-е годы, когда продуктов питания не хватало и пенсии задерживались, — сказал Вячеслав Позгалев. — Тогда же в Училище искусств появился конкурс «Кубок Севера», о котором узнал весь мир. С тех пор многое изменилось, но некоторые проблемы остались. И ключ к их решению находится в развитии культуры.

Праздничный концерт стал особым «блюдом» юбилейного вечера. Если в других учреждениях культурная программа обычно находится на периферии внимания собравшихся, то в Училище искусств творческие номера, которые показывали студенты, преподаватели и выпускники (в том числе приезжие), были не менее важны, чем официальная торжественная часть. Потому что номера эти рассказывали об училище и его традициях больше, чем высокопарные речи. И организаторам было непросто уместить все лучшее в одном концерте, чтобы собравшиеся при этом не засиделись в актовом зале за полночь. Впрочем, «метать на стол» все лучшие номера не годится — впереди полувековой юбилей.

Училище — моя жизнь

Выход на сцену первого выпуска Училища искусств стал кульминацией вечера. Но и помимо них в зале присутствовало немало людей, для которых приход в училище стал поворотным моментом в жизни. О двух таких людях расскажем.

Художественный руководитель и дирижер Губернаторского оркестра русских народных инструментов Галина Перевозникова отмечает не только юбилей училища, в котором делала первые шаги как педагог, но и 45-летие своего приезда в Череповец, который, вопреки ее тогдашним настроениям, стал ее второй родиной.

— В 1969 году, когда я заканчивала ленинградскую консерваторию, мне предложили приехать в Череповец, в новое училище, — вспоминает Галина Ивановна. — Признаться, ехать я не хотела, и это можно понять: в 1969 году город был похож на деревню, повсюду деревенские дома, на месте Заягорбского района стояли поля. Когда нас распределяли, были места во Пскове и в Уфе, но меня смогли убедить ехать в Череповец. Училища здесь очень ждали, наверное, металлурги оказывали какую-то помощь, нужны были кадры. Как я потом узнала, череповчане вошли в контакт с нашей консерваторией и выговорили себе десант молодых специалистов. Потому-то нас и убеждали сюда ехать.

Кадры для училища приняли в Череповце как важных персон. Вселили в квартиру (трехкомнатную на троих), назначили хорошую зарплату. «У меня было три ставки, работала с утра до вечера, но и получала, как сейчас помню, около 280 рублей, — рассказывает Галина Перевозникова.

— Начальник мартеновского цеха получал 500 рублей. Первое время учеников было много, а преподавателей мало. В первый же год после своего приезда я возглавила отделение народных инструментов».

Сегодня выпускники Училища искусств пополняют Губернаторский оркестр. «Мы в тесном контакте работаем с преподавателями училища, — рассказывает Галина Перевозникова. — Талантливых молодых студентов присматриваем заранее и буквально с первого курса вовлекаем их в работу с оркестром».

Ираида Щеглова, которая учит студентов играть на фортепиано и учить тому же других, работает в Училище искусств не с момента его создания — приехала в Череповец из Казахстана в середине 70-х годов прошлого века. Но помнит, как училище называли молодым. «У меня здесь жили родственники, и, когда приехала в Череповец, мне город очень понравился», — вспоминает Ираида Константиновна.

— Отлично помню переезд из старого и тесного здания в это, новое, — рассказывает преподаватель. — Училище росло, увеличивалось количество отделений, и новое здание было жизненно необходимо. Мы в нем долго не могли освоиться, путались и плутали — столько помещений, столько лестниц и переходов. Нас поразило то, что мы увидели в новом здании, оно казалось нам дворцом. Мебель была новая и красивая, повсюду свет и простор.

С годами «простор» в виде массовой культуры вытеснил подлинное искусство, отголоски чего наблюдают и в аудиториях Училища искусств. «Посмотрите, какая музыка звучит по телевизору и радио, трудно в молодые годы не поддаться ее влиянию, — говорит Ираида Константиновна. — Возьмем „Радио России“. Хорошее радио, много интеллектуальных передач, но в перерывах между ними почему-то включают иностранные песни. А где русская музыка на „Радио России“? Меня это возмущает. При этом я не поддерживаю тех, кто говорит, что сейчас молодежь хуже, чем была когда-то. Есть и сегодня хорошие талантливые ребята, и их вовсе не так мало».

— Кого вы воспитываете — пианистов или педагогов?

— Стараюсь воспитать человека, а уже потом дать профессиональные умения. Хороший человек — это главное. А специальность приложится.

Сергей Виноградов