35media.ru

Несъедобная еда: смотри, что ешь!

Проверки продуктов питания, продаваемых в магазинах Череповца и других городов области, показали, что мы едим не совсем то, что покупаем.

Знакомые продавцы со мной откровенничают. Первое: хлеб бери неупакованный. Дескать, в фирменные пакеты буханки и батоны попадают после того, как два дня пролежат на магазинных полках. Второе: если охлажденное мясо полежало на витрине, его потом в фарш перемалывают и снова выставляют на продажу. Третье: подпорченных цыплят превращают в деликатесную куру-гриль. От других знакомых недавно услышала, что в роллах, заказанных на дом, они нашли червей. Помимо этого живы в памяти рассказы о мухах в пряниках и рыбных внутренностях в консервных банках. Кто должен следить за ассортиментом продуктовых магазинов? Или только мы сами ответственны за качество своего питания?

Подконтрольная пища

По заказу департамента сельского хозяйства и продресурсов Вологодчины на территории области регулярно проводится мониторинг качества продуктов, которые можно приобрести в розничных магазинах. Последнее исследование проводилось с 30 августа по 20 октября 2014 года. Изучены 55 образцов продуктов (три — от местных производителей), купленных в торговых точках Вологды, Череповца, Грязовца и Сокола.

Эксперты проверяли на качество сливочное масло, полукопченые колбасы, сосиски, сардельки.

Нарушения требований нормативной документации выявлены в 21 образце; 5 из них не соответствовали требованиям по показателям безопасности; 21 образец имел признаки фальсификации. В частности, 14 из 20 образцов масла не подлежат реализации, т.к. по органолептическим показателям не соответствуют сливочному маслу. Из 15 закупленных образцов мясных продуктов в 10 обнаружен растительный белок, что может свидетельствовать о замене части животного белка растительным (фальсификация продукции). В продукции местных производителей серьезных нарушений стандартов качества не выявлено.

Параллельно качеством нашего питания занялись и служители Фемиды. Пресс-служба прокуратуры области сообщает, что работники их ведомства с участием специалистов регионального управления Роспотребнадзора в минувшем месяце провели проверки в магазинах торговых сетей «Лента», «Дисма», «Аллея» и «Пятерочка». Выявлены факты реализации масла, колбасных изделий и другой продукции с истекшим сроком годности. Кроме того, допускалась продажа овощей с признаками порчи и гнили. «В отдельных товарах по результатам лабораторных исследований обнаружены патогенные микроорганизмы, превышение предельно допустимого содержания дрожжей, жиров немолочного происхождения, глазури, плесени, нитратов. С указанными нарушениями продаются салаты и гарниры собственного производства магазинов, мясо куры, рыба, молочная продукция и иные товары. Выявлены также иные отступления от требований действующего законодательства, чем существенно ущемляются права и законные интересы покупателей», — сообщается в пресс-релизе.

В адрес руководителей торговых организаций внесены представления об устранении нарушений, материалы проверок направлены в управление Роспотребнадзора по Вологодской области для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры области.

Как правильно жаловаться?

А пока идет процесс «устранения», люди ходят в магазины и покупают там еду, проверяя ее не в лабораториях, а исключительно на себе. По закону «О защите прав потребителей» в случае приобретения некачественного товара потребитель вправе обратиться к продавцу и поменять то, что купил, либо получить назад свои деньги. Нужно понимать, что продавцы и предприниматели — тоже люди. Иногда они просто могут за чем-то не уследить. А если вы вернете товар, возможно, поможете другим покупателям: если вся партия товара окажется некачественной, ее снимут с реализации. Не надо сразу бежать в Роспотребнадзор, хоть многие поступают именно так.

— Для рассмотрения жалобы нам не нужно вещественных доказательств, достаточно письменного обращения потребителя, — говорит главный специалист-эксперт по надзору за питанием населения череповецкого отдела Роспотребнадзора Валентина Анисимова. — В нем необходимо указать, когда и где (у какого предприятия) был куплен, заказан товар, наименование продукта, дата выработки.

Сотрудникам Роспотребнадзора зачастую бывает сложно установить причину попадания инородных тел в продукты или их порчи: может, вскрыли дома коробку молока, а ребенок туда что-то кинул, или покупатель неправильно хранил купленный товар. При рассмотрении жалобы специалисты могут только выйти на предприятие и оценить, насколько велика вероятность продажи или производства некачественной продукции. Но в каждом случае нужно разбираться отдельно.

— Что касается доставки готовых блюд на дом, то тут каждый человек должен понимать свою ответственность при выборе производителя, — говорит Валентина Анисимова. — Может быть, эту пиццу или роллы кто-то дома слепил. А у нас так бывает, что закажут торт по сайту или по телефону, а потом жаловаться приходят.

Кто следит за качеством?

Понятно, что, если продукт, доставляемый на дом, изготовлен в кафе, там все должно быть приготовлено по правилам: из свежих и качественных продуктов, в соответствующих предприятию общепита санитарных условиях. Правда, все это опять же на совести предпринимателя — именно он должен следить за качеством реализуемой продукции.

— Мы осуществляем лишь надзор за тем, как предприниматели осуществляют свои функции, — говорит Валентина Анисимова.

Это значит, что если санитарные врачи приходят по жалобе в какое-то кафе (просто так они прийти с проверкой не могут), а в нем нет руководителя и будет он нескоро, то проверка может откладываться до момента его возвращения. Иначе на кого протокол составлять? Повар и официант всех необходимых документов при всем желании предоставить не смогут.

Территориальный отдел Роспотребнадзора осуществляет проверки в рамках 294-го федерального закона. То есть плановые проверки магазинов и предприятий общепита проводятся один раз в три года после предварительного уведомления предпринимателя о грядущей проверке. Также возможно проведение внеплановых проверок, причинами для которых могут служить жалобы потребителей, информация об угрозе жизни и здоровью населения (не анонимная!), приказы федеральной службы Роспотребнадзора, распоряжения прокуратуры. Последняя такая проверка как раз коснулась в Череповце магазинов федеральных сетей.

Наталья Демченко