Зима приходит и уходит, а ездить хочется всегда

Хобби. Череповецкие велосипедисты в этом году прокатились не только по первой в городе велодорожке, но и по снегу и по горам

Казалось бы, заводить речь о велосипедах, когда погода преподносит нам такие сюрпризы, не совсем уместно. Впрочем, когда, как не сейчас, лучше подводить итоги велосезона. Тем более что некоторые не изменяют любимому транспорту и в холода.

Две стороны медали

Популярность велосипедов велика. Количество этой двухколесной техники в нашем городе растет год от года, что заметно и невооруженным глазом. Стабильное увеличение продаж отмечают сотрудники спортивных магазинов, с которыми нам удалось пообщаться. По их словам, берут как совсем недорогие велосипеды, так и имеющие весьма солидную цену. В одной из фирм нам с гордостью сообщили, что в этом году было продано особенно много экземпляров стоимостью под сотню тысяч рублей.

Но как всегда, у медали есть и обратная сторона. Популярность велосипедов закономерно оборачивается ростом числа дорожно-транспортных происшествий с участием их обладателей. Весной едва успел сойти снег, а мы уже читаем в новостях: «20 апреля иномарка сбила велосипедиста рядом с выставочным залом на улице Юбилейной». «Вот и открыли сезон», — заметил тогда кто-то. Затем 11 мая еще одного сбили на Красноармейской площади, 10 июня под автомобиль попал 11-летний ребенок, катавшийся во дворе на Шекснинском проспекте.

Всего к октябрю в Череповце и на пригородных трассах количество ДТП с участием велосипедистов достигло 28. В результате один человек погиб, 27 получили различные травмы. Причем, как нам рассказали в отделе ГИБДД, 22 происшествия случились по вине самих велосипедистов. Для сравнения: в прошлом году за это же время зафиксировано 21 ДТП с одним погибшим и двадцатью пострадавшими. В том числе 17 спровоцировали сами владельцы велосипедов.

Участились и наезды на пешеходов. Хорошо, если обходится без травм и участники конфликта просто поругаются да разойдутся. А еще лучше, если извинятся друг перед другом. Но случается и так, что велосипедисты уезжают с места аварии, а пострадавшим приходится обращаться в полицию. Вот, к примеру, одна из ориентировок ГИБДД: «27.06.2014 г. около 18 часов 00 минут в г. Череповце на ул. Бардина напротив дома № 21 неустановленный велосипедист совершил наезд на несовершеннолетнего пешехода 1999 г. р., причинив ему телесные повреждения. Велосипедист с места ДТП скрылся». Виновных в таких случаях бывает найти крайне трудно. Ведь по закону, если виноват все-таки велосипедист, его ждет не только административная ответственность за езду по тротуару и оставление места ДТП, но и уголовная — за причинение вреда здоровью.

Хотели как лучше

Каждый подобный инцидент потом активно обсуждается в Интернете. Как правило, все участники дискуссий, вдоволь наспорившись, сходятся во мнении, что городу необходимы велодорожки. В этом случае у каждого была бы своя полоса для безопасного движения. И вот в сентябре первая такая дорожка в Череповце появилась. Место для нее определили на тротуаре по нечетной стороне Октябрьского проспекта, потратив в общей сложности на разметку 301 тысячу рублей. Однако это не только не снизило накал страстей, но скорее даже подлило масла в огонь.

«Главное вовремя! А чертил никак пьяный мужик?» — ерничали на череповецких форумах одни. «Нужно с чего-то начинать и вообще верить в светлое велосипедное будущее!» — отвечали им другие. Будем надеяться, что в следующем году при разметке новых велодорожек городские власти учтут все пожелания.

А таковых немало. Во-первых, помимо эстетических качеств самой разметки, горожане обращали внимание на то, что она интуитивно непонятна, а поясняющие знаки встречаются крайне редко. Говорили о слишком узкой зоне, оставленной пешеходам. И вообще сомневались в необходимости велодорожки в данном месте.

Напомним, что в апреле вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, напрямую касающиеся велосипедистов. Так, например, велосипедисты старше 14 лет теперь должны двигаться только по специальным дорожкам (детям до 14 лет предписано ездить только по тротуару и по пешеходным зонам). В исключительных случаях — по полосе, которая отведена им на проезжей части. При отсутствии таких полос они могут двигаться по проезжей части, держась как можно правее. Движение по тротуарам и обочинам разрешено только в том случае, если нет специальных дорожек и невозможно двигаться по краю дороги. При этом велосипедисты не должны мешать пешеходам. Иначе им самим придется спешиться и катить велосипед рядом.

Зима не помеха

Пешеходами приверженцы двухколесного транспорта волей-неволей становятся зимой, когда улицы засыпает снегом. Или и того раньше, как это случилось в нынешнем октябре. Но как мы выяснили, для велосипеда погодные условия не такая уж большая помеха.

По словам череповецкого велопутешественника Андрея Сироткина, главное, подготовиться морально и уяснить, что велосипед — это всесезонный вид транспорта, и большой разницы между зимой и летом не существует.

— Дорог зимой поменьше, да дорожное покрытие не позволяет расслабляться в пути. Зимой желательно ездить на шипованной резине, хотя многие ездят и на обычной. Главное, чтобы протектор был поагрессивнее. В какой-то дополнительной подготовке велосипед не нуждается. Масло можно поменять на зимнее в вилке и тормозах. Тормоза предпочтительны дисковые. Дневные пробеги по сравнению с летними ограничены физической формой велосипедиста. А еще коротким зимним днем и погодными условиями (снег, мороз). Самому приходилось ездить и по 120 км в день. Особенно тщательно следует подойти к подбору экипировки для зимних катаний. Обычно сам потеешь, а ноги и руки мерзнут.

Илья Драницин