Финансы не главное — нужны идеи

Туризм. Объективные или субъективные причины не дают Череповцу резко увеличить приток туристов?

Так можно или нет развивать в Череповце въездной туризм? Теоретически — да, и об этом всякий раз твердят участники конференций, регулярно устраиваемых в нашем городе в последнее время. Но местные туркомпании пока с опаской смотрят на эту затею.

Развитие туриндустрии в Череповце обсуждалось недавно на очередном заседании отраслевой группы при координационном совете по поддержке малого и среднего предпринимательства. Участвовали представители мэрии, Центра кластерного развития Вологодской области, Агентства городского развития, бизнес-сообщества.

— Все экспонаты можно трогать и пробовать, крутить и вертеть... Вот лаборатория сумасшедшего профессора Николя, где проходят опыты и эксперименты... Здесь можно сделать своими руками воздушное облако, посидеть на кровати с гвоздями, прикоснуться к молнии... Взрывы, кипение, бурление, шоу и мастер-классы...

Ольга Баландина из «Музея познавательных наук Эйнштейна» красочно описывала свою программу. Сразу захотелось купить билет. Но музей находится в Вологде.

Следом шел не менее увлекательный рассказ про плавдом и плавбаню, про рыбалку и дайвинг на озере, про путешествие на ладье, про возможность попробовать гастрономические изыски по древним рецептам финно-угров вроде зеленых щей со снетком, борща с уткой на яблочном отваре и пельменей из медвежатины... Но это — кемпинг «ВытегориЯ» на Онежском озере в 350 километрах от Череповца.

А что же Череповец? Череповец, по данным управления по делам культуры, за сезон принял несколько десятков теплоходов с 4 700 туристами. Из-за очень низкого уровня воды многие теплоходы просто не могли причалить, и во второй половине августа суда к нам практически не заходили. У тех, кто в Череповец все-таки попал, сам город, прием, обслуживание и турпрограмма никаких нареканий не вызвали. Разве что подъем с теплохода на причал очень крутой...

Прервемся и напомним, что в этом году в Вологодской области создан и уже функционирует туристический кластер. Предприятиям, в него вступившим, дана возможность за счет федерального софинансирования развивать и продвигать свои турпродукты. Федеральный бюджет берет на себя 80 процентов затрат на обучение, участие в выставках, организацию информационных кампаний и тому подобное. Главное — предложить свои проекты.

По словам руководителя Центра кластерного развития Регионального центра поддержки предпринимательства Павла Смирнова, от Череповца в кластер входят 12 предприятий, имеющих отношение к туристической сфере, однако предложений почти не поступает. И опять заговорили про Вологду. Там, по словам Смирнова, предприниматели из сферы туризма сами объединились в городской союз туриндустрии, чтобы сообща решать свои насущные задачи. И они предлагают свои проекты очень активно: это обучение волонтеров, проведение информационных кампаний... Вологодские турфирмы, например, вскладчину оплатили себе место на выставке в Москве.

— Там же в столице они собрали группу из сорока педагогов, скинувшись по 25 тысяч рублей, привезли их в Вологду и показали, как в турпродукт можно встроить обучение школьников, чтобы школьная программа осваивалась на живом примере, — отметил Павел Смирнов. — Педагоги уехали, но мы получили своих агентов влияния. Если аналогичные предложения будут у череповецких турфирм, мы будем всячески их поддерживать.

— Мы не нефтяники! — возразили череповчане. — Мы существуем всего на 10 процентах комиссии, и для нас 25 тысяч — большие деньги.

Почему-то сразу подумалось, что вологжане тоже не нефтяники, однако умеют находить деньги и общий язык друг с другом. Впрочем, личные мнения тут не в счет. Были и конструктивные предложения. Например: раз Вологда так плотно начала работать с Москвой, то почему бы Череповцу не взять «в оборот» Санкт-Петербург? Ведь даже если чем-то заинтересовать москвичей, возникнет транспортная проблема: единственный поезд до Череповца с «кусачими» билетами — не то же самое, что с десяток поездов до Вологды. Зато у нас есть с десяток поездов до Питера.

Возникла даже идея снять имиджевый ролик про Череповец и крутить его на петербургских каналах:

— Почему Чехия себя рекламирует, а мы не можем?

— Снять ролик не проблема, — сказал Павел Смирнов. — А вы, руководители турфирм, согласитесь оплатить его прокат?

— Позиционировать себя должна область! — был ответ.

— Для начала надо выяснить у петербургских туроператоров, интересно ли им это, а то мы ролик можем хоть с утра до вечера крутить — и все без толку, — был другой ответ.

— Хочу сказать о креативности Череповца, — взял слово председательствующий на совещании заместитель мэра Череповца Михаил Ананьин. — Мы обмениваемся колкостями, а тем временем в Череповец со своими предложениями приходит музей из Вологды. У нас интересных проектов практически не появляется, а в 350 километрах появляются. Кто за нас будет предлагать продукты, инвестировать в них? Так и будем вывозить людей в Чехию. А на причал хоть лифт поставь, но если нет интереса...

Павел Смирнов напомнил, что в Вологодской области действуют уже три кластера, а скоро появится и четвертый.

— На следующий год мы будем писать от области сводную заявку на 16 миллионов рублей. Кластер деревянного домостроения уже предлагает свою заявку на 7 миллионов — он хорошо видит перспективы своего развития. И от туристского кластера тоже хотелось бы каких-то предложений.

Искренне хочется надеяться, что предложения поступят, а их отсутствие объясняется не индифферентностью бизнеса, а временной несогласованностью действий. Что же до аргументов о том, что в Череповце нет, как в Вологде, древнего кремля, Софийского собора или резных палисадов... Так и музея Эйнштейна у нас тоже нет. А ведь для его присутствия не нужны резные палисады. Даже наоборот, он очень логично вписался бы именно в наше пространство. Но он тоже в Вологде.

Андрей Савин