35media.ru

Чего может добиться домовой совет

ЖКХ. Жильцы дома рассказали, как стали меньше платить за свет и воду и навели порядок в подъездах

Представители совета дома на ул. Краснодонцев, 106, — не специалисты в сфере ЖКХ. Но за шесть месяцев работы успели сбавить плату всех жильцов за общедомовые нужды, найти «инвестора», воспитать курящих, заработать уважение УК и доверие соседей.

Зачем дому совет?

Жилищный кодекс обязывает всех жильцов многоквартирных домов создавать домовые советы. Но люди не рвутся исполнять закон, потому что не до конца ясно, зачем дому нужен совет, что он делает и какие полномочия имеет. Главное — какая от него польза, тем более что никаких денег членам совета такая активность не приносит, а вот дополнительной работы — сколько угодно.

В газету «Речь» обратился совет дома на ул. Краснодонцев, 106, чтобы рассказать о себе и развеять сомнения остальных. Совет молодой, ему только полгода, но жильцы полны энтузиазма и уже сейчас хотят поделиться с горожанами полезным опытом своей работы. Тем более что совету удается помогать жильцам не только своего дома, но и микрорайона.

Первые достижения

Члены совета, куда входят пять старших по подъездам и председатель, к жилищно-коммунальному хозяйству непосредственного отношения не имеют. Зато заместитель председателя Людмила Рябец — главный бухгалтер, а сам председатель Евгений Смирнов менеджер крупного предприятия. Пенсионерка Галина Тихонова — в прошлом управляющий в магазине, есть среди членов совета и мастер производственного обучения, и работник муниципалитета, специализирующийся на общественной деятельности. Словом, с людьми члены совета работать умеют, а кое-кто — и с деньгами. А уж всю связанную с устройством дома инженерию и пункты законов осваивают в процессе. Пока самым сложным кажется совмещение основной работы с заботами о большом доме, где 10 этажей и 183 квартиры. Но и это по плечу, когда есть цель и желание, как говорят активисты.

— Хотим контролировать, куда уходят наши деньги, и грамотно управлять домом, — озвучивает общие стремления Людмила Рябец.

— У меня есть огромное желание, чтобы хоть какие-то плоды нашей работы увидели и мы сами, и другие жильцы! — говорит Галина Тихонова.

Первоначально желания руководить домом и разбираться в его проблемах не было, но совет сплотило общее дело.

— 26 лет у нас не было ремонта труб. В марте этого года на средства от аренды управляющая компания поменяла нам розливы горячего и холодного водоснабжения и систему циркуляции, — рассказывает председатель совета Евгений Смирнов. — Тогда и сблизились: решая, на что потратим деньги от аренды, выбирая подрядчика.

Ремонт нужен был даже из чисто экономических соображений. Водопроводные стояки в подъездах были заменены, но в подвале оставались старые трубы. Горячую воду жители последних этажей в нескольких подъездах «пропускали» долго. «В 6 утра встаешь — включаешь воду и ложишься спать дальше», — вспоминает Людмила Рябец. Теперь же только откроешь кран — сразу идет вода правильной температуры.

— Первоначально наша управляющая компания «Олимп» предложила сделать ремонт розливов за 500 тыс. рублей, — рассказывает совет дома. — Но когда мы начали искать другого подрядчика, они цену сбили. В итоге ремонт нам сделали за 314 тыс. рублей — практически полностью хватило денег от аренды колясочной.

Однако прежний арендатор съехал. Чтобы не простаивало впустую помещение колясочной, совет дома стал искать нового арендатора. И нашел, не потеряв в цене. Осталось провести голосование, получив официальное согласие всего дома на сдачу помещения.

После создания совета дома значительно снизилась плата за ОДН: показания всех счетчиков электроэнергии (они находятся в подъездах) совет собирает в один день, заносит в компьютер и на следующее утро сдает в домоуправление.

— У меня двухкомнатная квартира, живу одна. На ОДН раньше начисляли до 180 кВт, а теперь 36 кВт, 53 кВт, — приводит пример экономии одна из представительниц совета.

Теперь, по подсказке управляющей компании, совет будет снимать показания ИПУ в тот же день, когда мастера снимают данные общедомового счетчика. Экономия выйдет еще больше.

Разбираясь с материальными и техническими вопросами, не забыли и о морали и здоровье. Своими силами сделали яркие листовки, обращенные к тем, кто курит и мусорит в подъездах. Расклеили их повсюду, проводили и устные беседы с любителями сигарет. Акция принесла свои плоды.

— Раньше дымили чуть ли не на каждом этаже! Да, сейчас встречаются местами окурки, но в открытую уже никто не курит, и неприятного запаха в наших подъездах стало гораздо меньше! И мусора тоже, — радуется домовой совет.

Кстати, с курением в подъездах борется не только актив дома. Другие жильцы тоже перестали бояться выходить на разговор с курильщиками, зная, что есть коллектив, который поддерживает и защищает их интересы и закон.

Перспективы

Очередная задача, которая стоит перед советом, — изучить договор управления на предмет того, что в нем можно изменить.

— Техник недавно сказал, что нужно поменять насос в подвале. 8 000 руб. — это немного. Но платить надо отдельно, — рассказывает бухгалтер Галина Рябец. — А что у нас тогда входит в плату за содержание и ремонт? Если даже 8 000 руб. не могут найти!

— Деньги должны идти туда, куда желают жильцы: сегодня мы хотим насос поменять, завтра хотим сделать ремонт в подъезде и так далее, — считает Евгений Смирнов. — А то получается: договор есть, но не работает так, как мы хотим. Он работает так, как хочет управляющая компания.

Дальнейшие цели — ремонт в подъездах, замена автоматики на тепловом пункте, установка детской площадки во дворе.

Соседи поднимают вопрос о парковке. Ее сделали еще по областной программе ремонта дворов, но мест на всех все равно не хватает — нужно думать, где добавить парковочные места. А с теми, кто паркуется на газонах, совет ведет информационную работу: оставляют на машинах памятки, общаются с водителями. Большинство все-таки прислушивается. С самыми несговорчивыми продолжат работу с помощью участкового — возможно, люди больше послушают его. А нет — будет составление актов и штрафы.

Кстати, со своим участковым дом познакомился тоже с помощью совета — тот был приглашен на собрание. Теперь все знают, как его найти, как с ним связаться.

— В наших планах создать систему, которая позволяла бы каждому жильцу через совет дома обратиться в ЖЭУ, к участковому и т. д. Задача совета — чтобы ни одно из этих обращений не осталось без ответа, — рассуждает Евгений Смирнов.

Уважать стали

Совет дома отмечает, что за небольшой срок его работы отношение к активу дома соседей и управляющей компании заметно поменялось. Хоть порой и приходится «пинать» свою управляющую компанию, как говорят активные собственники, но надо отдать ей должное — навстречу идет, вопросы решает, с советом консультируется. И ошибок в квитанциях стало меньше.

Простой пример. Совет сказал работникам ЖЭУ, чтобы навели порядок в подвале. И действительно, через два дня — выметено, чисто. Даже картина и зеркало на стене висят. Такие подвалы, надо отметить, в городе редко увидишь.

С соседями сплотились, старших по подъездам знают все, и доверие к ним растет.

— Один раз помогла женщине в нашем подъезде разобраться с расчетами — теперь многие ко мне приходят за разъяснениями, за советом. Я стараюсь всем спокойненько все объяснить, в домоуправление иду, если нужно, — говорит Галина Тихонова. — И не только с управляющей компанией мы решаем вопросы. Звоним и ездим в ресурсоснабжающие организации. Был случай, когда «Водоканал» не забрал наши показания за месяц, которые мы передавали в домоуправление. Вывели всем по среднему — в доме шквал возмущения. Не сразу мы поняли, почему такие цифры в квитках. А потом прихожу в домоуправление с вопросами, а мастер просто достает из-под стола пакет с нашими показаниями. Я сделала снимок. Только после этого в «Водоканале» признали свою недоработку. Перерасчет нам сделали в следующем месяце.

Словом, проблемы дома и жильцов стало решать проще, нежели в то время, когда каждый был сам за себя и действовал методом обивания порогов.

— Как только мы начали разбираться с расчетами, люди в доме стали бдительнее. Сколько раньше ошибок было в квитанциях —никто внимания не обращал или просто махали рукой: «Все равно ничего не изменишь». А сейчас приходят к нам перепроверять счета. Поверили в то, что сообща мы можем что-то изменить в лучшую сторону. Вопросы решаются — и это вдохновляет людей обращаться к нам за помощью и дальше, — доволен совет первыми результатами своей работы.

Уговорить удалось и ресторан, находящийся на первом этаже дома. На шум и вибрацию пожаловался жилец одной из квартир. После разговора совета дома с руководством ресторана громкость музыки в заведении убавили, жалоб от жильцов больше нет.

Помощь городу

Помимо прочего занимается совет дома и более глобальными проблемами — в составе ТОС 25-го микрорайона. Так, местность в этом районе холмистая. Дом на ул. Краснодонцев, 106, и следующая за ним школа № 2 стоят у подножия холма. Чтобы забраться на него, нужно подняться по небольшой бетонированной лестнице. Но от ступенек уже мало что осталось, а подъем крутой, особенно здесь опасно зимой, в гололед. С предложением о реконструкции этой лестницы с обустройством пандуса для колясок дом обратился в ТОС.

Второй вопрос — автобусная остановка через дорогу от котельной. Остановочного павильона на ней нет: не присесть, не спрятаться от дождя и снега. Теперь установка павильона заложена в бюджет 2015 года.

Также совет дома оформил через ТОС заявку на установку дорожного знака «Осторожно, дети!» в месте заезда к школе № 2, дабы обезопасить детей от невнимательных автомобилистов.

Юлия Бочкарева