35media.ru

«Я не хотела сниматься, шла мимо с козой...»

Жительница вологодской деревни Малая Гора Софья Казнина ждет общероссийской телепремьеры нового документально-художественного фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (16+), который получил на кинофестивале в Венеции «Серебряного льва». Ведь она снялась в этом фильме! Показ состоится 19 октября на Первом канале. Для вологжан эта картина ценна тем, что в ней запечатлен кусочек Вологодчины: не самый престижный, вовсе не знакомый туристам. Обычная глухая вологодская деревушка со старой заброшенной школой в Усть-Кубинском районе. Именно этим и привлекла внимание Кончаловского деревня Малая Гора.

Над картиной режиссер работал больше года. Рабочее название — «Сюита для почтальона». Съемочная группа изъездила в поисках фактуры сотни километров по Рязанской, Ивановской, Ярославской областям. Основной съемочной площадкой стала территория Кенозерского национального заповедника в Архангельских краях. Там же отыскался и главный герой, почтальон, которого все ждут. А на Вологодчине съемочная группа работала два дня в начале августа прошлого года. Тогда об этом «Голос Череповца» рассказывал подробно — наш корреспондент Сергей Рычков выезжал в те места. Для местных жителей съемка фильма именитым режиссером стала важным событием, тем более что в процессе съемки они принимали непосредственное участие.

В Малой Горе снимали сцены, в которых задействована старая деревенская школа. В задачу помощника режиссера входило отыскать заброшенное, возможно, даже полуразрушенное здание школы. Кинематографисты называют такие места «уходящей натурой». Именно такое здание и отыскали в Усть-Кубинском районе. В этой школе уже давно никто не учится, но после закрытия в ней все сохранилось, как было раньше, что и требовалось режиссеру. Каждая сцена фильма — часть реальности, в которой живет сегодня деревня. Без прикрас, без глянца...

Накануне премьеры мы позвонили в Малую Гору, одной из «актрис» — 83-летней Софье Африкановне Казниной, бывшей деревенской библиотекарше.

— Софья Африкановна, кино будете смотреть?

— А как же! В воскресенье, в 22.30 будет. Ждем, всем сельсоветом ждем.

— А много у вас народу?

— Да нет, в Малой Горе так и десяти человек не будет, а в округе-то 83 человека живут. Все будем смотреть.

— Помните, как съемки проходили?

— Я не хотела сниматься-то, шла мимо с козой, а они все такие добрые были — и режиссер, и помощница его, так вот и сняли с козой. Только одели меня больно смешно. Говорила им, что странной людям-то покажусь, а они говорят — так надо.

Для Софьи Африкановны и сегодня удивителен тот факт, что она с односельчанами «попала в кино», сожалеет только, что никого из родных в живых не осталось, никто уже не увидит и не порадуется за нее.

Большинство героев картины, как и Софья Африкановна, — настоящие деревенские жители. Андрей Кончаловский отмечал, что работать с ними было легко. Они практически не обращали внимания на камеру, и режиссер снимал их реальную жизнь. В фильме почти нет профессиональных актеров, но чтобы документальный фильм превратился в подлинную художественную драму, все же нужны были настоящие артисты. Поэтому в картине задействованы Ирина Ермолова и Тимур Бондаренко, которые сыграли роли матери и сына, приехавших в глушь из «большого города».

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — завершающая часть трилогии Кончаловского об исследовании русского национального характера. Эту же тему он разрабатывал в картинах «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967) и «Курочка Ряба» (1994). Причем «Курочка Ряба» также была удостоена внимания на Венецианском фестивале.

Почему премьерный показ фильма выходит в телеверсии, а не на широком экране? Это решение Андрона Кончаловского. По словам режиссера, «важно, чтобы максимальное количество людей могло иметь возможность увидеть картину бесплатно». А в широком прокате фильм выйдет за рубежом. Две страны уже закупили картину Кончаловского для проката — Франция и Португалия. Ведутся переговоры с дистрибьюторами и из других стран.

Татьяна Васнецова