35media.ru

Присмотр за деньги

Плату за школьную продленку будет рассчитывать мэрия

Что делать, если первоклашку после уроков некому забрать? Родители на работе, остальные родственники не могут по какой-то причине. А позволить одному возвращаться домой боязно — на дорогах небезопасно. Да и дома с малышом некому посидеть. Палочкой-выручалочкой в таком случае становится продленка. Только вот проблема: финансовые возможности школ ныне таковы, что едва удается открыть хотя бы одну группу продленного дня.

Только творчество

В начальной школе № 39 как раз такая ситуация, впрочем, вполне стандартная для всех учебных заведений. В нынешнем году в школе открыто 10 первых классов — 273 ученика. Но группа продленного дня всего одна и рассчитана на 25 малышей. Большее количество не допускается — требования СанПиН таковы. Но у родителей есть возможность пристроить своих ребят в группы временного присмотра за детьми. Это внебюджетные группы. В школе № 39 их две. Одна работает до четырех часов, а вторая — до шести. Ребята все это время находятся под бдительным оком воспитателей. Только вот в отличие от групп продленного дня образовательные услуги в группах временного присмотра не оказываются, так как школы не имеют права взимать за данные услуги плату. Но понятно, что четыре, а то и шесть часов кряду дети без дела высидеть не смогут, поэтому воспитатели занимаются с малышами творчеством.

— Чему вы научились за два месяца? — спрашиваю ребятишек в одной из групп. А они наперебой начинают с гордостью перечислять: «Из бумаги делать зайчика, солнышко, бабочек, а еще плести из бисера и рисовать». Похваставшись своими достижениями, вновь начинают галдеть. Пара мальчишек устраивает игру в салки между партами. Воспитатель Светлана Трубачева призывает их к порядку.

— Сложно, наверное, управляться? Ребята же не на уроке, дисциплина уже не та, более вольно себя чувствуют.

— Да, — соглашается педагог, — это самое трудное. Но справляемся, занимаем их творчеством, как видите. Правда, сейчас тяжелее: я каждый год набираю новых детей. А раньше, еще при старой системе продленок, я вела детей 3 — 4 года. Мы с ними изучали технику «изонить», лепили из теста, в конкурсах участвовали, призовые места занимали. Успевали нарабатывать опыт.

— А шесть часов ребятам не сложно сидеть?

— Но они же не только сидят в классе, — поясняет Светлана Леонидовна. — У нас две прогулки: после обеда и после полдника.

— К тому же и в продленке, и в группах временного присмотра педагоги проводят занятия по внеурочной деятельности, — добавляет Ольга Богомазова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, — по физической культуре и креативному рукоделию. Занятия бесплатны.

Считать будет муниципалитет

К слову, о платности. Это, пожалуй, главный момент. Группы временного присмотра открыты на внебюджетной основе. Размер платы зависит от количества часов присмотра. Если группа работает до 16.00 — 60 рублей в день, до 18.00 — 80 рублей. Питание в эти суммы не входит. Полдник и обед идут плюсом — стоимость обоих приемов пищи составляет в среднем 80 рублей.

— Порядка 50 % от собранной суммы идет на оплату работы воспитателей, — говорит директор школы Ирина Дубровская, — 27,3 % — налог на заработную плату, 5 % — на оплату работы бухгалтерии, остальное — учебному заведению. С каждым родителем составляется договор, где прописывается сумма и за что она берется.

Размер платы за посещение групп временного присмотра устанавливает образовательное учреждение исходя из примерных расчетов. Так было до внесения поправок в закон об образовании. Теперь же сумма должна устанавливаться муниципалитетом.

— На уровне муниципалитета должен быть разработан нормативно-правовой документ, который регламентирует размер платы, взимаемой с родителей, — поясняет Мария Барабанова, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования мэрии Череповца. — На сегодняшний день на уровне города разработано постановление. Когда оно будет согласовано в мэрии, мы направим его в образовательные учреждения.

К слову, согласно закону в стоимость услуги по присмотру не допускается включение расходов на оплату коммунальных услуг, на реализацию основной образовательной программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, проведение косметического или иного ремонта.

Директора школ к внесенным изменениям относятся положительно.

— Я считаю, что устанавливать размер платы должен муниципалитет, — говорит Ирина Дубровская. — Чтобы во всех школах города стоимость услуги была единой. Что касается бесплатной группы продленного дня, то мы стараемся в первую очередь предоставить бюджетные места детям из малообеспеченных семей. Если же в дальнейшем места освобождаются, то на них переводятся дети из групп временного присмотра согласно очереди.

В безопасности

Всего в нашем городе на начало учебного года было открыто 22 внебюджетные группы по присмотру за маленькими школярами. Кроме них работает 71 бесплатная группа продленного дня, куда ходят 1 617 детей. Как правило, родители стараются устроить ребенка в продленку на время первых двух четвертей. Затем некоторые малыши осваиваются в школе, привыкают к новому графику и уже не боятся проводить время дома. Поэтому после Нового года количество детей в продленках уменьшается.

Какие преимущества видят в школьном присмотре за детьми сами родители? Первое: ребенок находится в безопасности. Второе: с ним занимаются воспитатели и педагоги.

— Моя старшая дочка два года посещала группу временного присмотра, а сейчас и младшая туда ходит, первоклашка, — рассказывает Андрей Мороз, папа учениц школы № 39. — Это дает возможность нам, родителям, спокойно работать, не переживая за детей. А сами ребята, оставаясь после уроков в школе, имеют возможность общаться друг с другом, почувствовать сплоченность коллектива. Насчет платы — установленные цены меня вполне устраивают. Я знаю, за что и сколько плачу.

Открытым вопросом по поводу платных и бесплатных групп продленного дня остается, пожалуй, только один. Станет ли обязательной рекомендация, прописанная в СанПиН, по организации спальных мест для школяров? Причем спальни для мальчиков и для девочек должны быть раздельными. Большинство учебных заведений просто не обладают таким количеством свободных помещений. К тому же в штат надо будет ввести кастеляншу, продумать вариант стирки и сушки спальных принадлежностей. И выполнить подобные условия будет весьма трудно.

Елена Молчанова