35media.ru

Музыка в цвете

Известный московский художник показал череповчанам более 50 картин

Художник и критик, педагог и автор учебников Лев Дьяконицын лично открыл свою выставку в Художественном музее. Мастер родился в Вологде, а потому и череповчан называл земляками. Приезд Дьяконицына стал одним из главных культурных событий осени.

У входа в зал посетителей, в виде привета землякам, встречает картина Льва Дьяконицына «Северная Магнитка», написанная в далеком 1976 году. Заводской пейзаж изображен довольно точно, но цвета подобраны такие, каких не увидишь в реальном производстве: желтый, синий, красный. Что бы ни изображал художник, со зрителями он разговаривает с помощью цвета. Вот скрипачки, написанные в момент игры. Какую музыку они исполняют, не подписано, но зеленые тона подсказывают, что играют что-то нежное и теплое. А вот клоун за кулисами, готовящийся к выходу на манеж, — красный и черный цвета будто говорят нам о том, что на душе у клоуна какая-то грусть, но он скрыл ее под веселой маской. А вот и автопортрет художника — на нем клоунский наряд, а в глазах печаль.

Лев Дьяконицын добился признания и как живописец, и как искусствовед, и как критик. Может сам написать картину, сам ее проанализировать и покритиковать самого себя за то и другое. В искусстве такое сочетание столь разных талантов в одном человеке встречается крайне редко.

— Он очень удивил меня, когда в зрелом возрасте стал вдруг заниматься живописью, — рассказала жена художника Ольга Владимировна. — Лева всегда говорил, что он не живописец, не чувствует цвета, и он до этого делал зарисовки в блокноты ручкой или карандашом. Но однажды поехал в Вологду и отправился на этюды с Володей Корбаковым (народный художник России — авт.). Там он попробовал писать маслом, и оказалось, что он прекрасный «цветовик». Это было настолько неординарно, что его друзья-художники поначалу восприняли его живопись в штыки. Но он не оставил занятий и, получив мастерскую, пропадал там сутками.

О том, что Лев Федорович и сегодня остается вологжанином, несмотря на проведенные в Москве полвека, рассказала заместитель директора Вологодской областной картинной галереи Ирина Балашова. «Столица его не испортила, он не становится махровым москвичом, — считает она. — Когда мы, вологжане, едем в Москву, мы идем в его мастерскую, и он нас гостеприимно принимает, сколько бы человек ни приехало».

Тесноты в мастерской и людей, интересующихся искусством, Лев Дьяконицын не боится. Напротив, опасается невнимания. «Меня удивило, что столько людей пришло на выставку, даже в зале тесно, — сказал он. — В Москве на выставку, если она не скандальная, столько не придет. Искусство переживает сложный период, идет перекодировка старых форм и смыслов. Люди исчерпали себя, нашли все, что хотели найти, и сегодня происходит уничтожение всех культурных кодов, доходит до безобразия. Налицо кризис в искусстве, который мы должны почувствовать и постараться противопоставить ему нечто другое».

Сергей Виноградов