Московский Пикассо приедет в Череповец

Искусство. Академик живописи, уроженец Вологды Лев Дьяконицын покажет свои картины череповчанам

Выставка выдающегося московского художника Льва Дьяконицына, которого называют московским Пикассо, откроется завтра в Художественном музее. Будет представлено более 50 работ, выполненных в жанре пейзажа, натюрморта и портрета.

Лев Дьяконицын родился в 1931 году в Вологде. В молодые годы о творчестве не помышлял, хотел изучать и анализировать чужое культурное наследие. Для этого окончил два института и аспирантуру — ведущие учебные заведения Москвы и Ленинграда. Сегодня он кавалер ордена «За служение Отечеству» 3-й степени, академик Русской академии наук и искусств и Французской интернациональной академии наук и искусств.

Дьяконицын известен в научном мире и среди любителей живописи как критик, философ, автор множества статей и книг по искусству. Его книга «Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца ХIХ — начала ХХ вв.»

(1966 год) стала первым учебником по этому периоду в истории отечественного искусства.

В начале 1970-х годов, уже зрелым человеком, он обратился к живописи и тут довольно быстро добился признания, в том числе и мирового. Произведения Льва Федоровича находятся в собраниях российских музеев, в частных коллекциях в России и за рубежом. Творческое и научное начала отлично уживаются в этом человеке.

— Люблю цвет и энергию письма, власть большой формы, мне близок русский и французский авангард начала XX века и, конечно, наша великая иконопись, — говорит о себе и своем творчестве Лев Дьяконицын.

— Начав с натурного письма, с пейзажей и натюрмортов, я вскоре пресытился натурой и почти целиком перешел к живописи «умозрительной», но с эффектом присутствия в этой сочиненной реальности. Тем и хороша живопись, что в ней можно воплощать проблемы бытия зримо, ощущать пространство и время через глаз и руку.

Полотна московского Пикассо (говорят, сам мастер не любит этого прозвища) не оставляют никого равнодушным, каждая из его выставок порождает десятки публикаций критиков и сотни записей посетителей в книге отзывов.

«Живопись Дьяконицына — это целая система символов и образов, подкрепленная энциклопедическим уровнем знаний, громадным жизненным опытом, чуткостью сердца, добротой и, конечно, талантом, — рассказал «Речи» череповецкий искусствовед Сергей Дмитриев, давно изучающий живопись Льва Дьяконицына. — Стиль художника формировался и синтезировался на фоне увлечения искусством начала XX века, прежде всего кубизмом, экспрессионизмом, русским авангардом. При этом работы Льва Федоровича имеют ярко выраженную «дьяконицынскую» индивидуальность. В качестве элементов натюрморта им используются предметы, отмеченные особой любовью художника: книги, статуэтки, вазы. Поражает количество различных музыкальных инструментов, которые, появившись в композиции, наполняют ее звучанием (каждый да услышит что-то свое). «Постоять у его картин — как послушать оркестр», — сказал один из критиков.

Последнее большое и громкое посещение родных мест Львом Дьяконицыным прошло три года назад. Художник отметил в Вологде собственное 80-летие, открыв в Вологодском кремле большую выставку «Я вернулся в свой город родной». Давний друг Льва Федоровича, народный художник России Владимир Корбаков (ушел из жизни менее года назад) отмечал:

— Лев Федорович себя считает вологодским художником, и очень отрадно, что свой юбилейный день рождения он приехал отметить именно в нашем городе. В московской среде очень трудно пробиться, но у него это получилось. Произведения Дьяконицына несут аромат свободы и света, особую живописность, а самое главное — их легко определить среди других, ведь у художника свой неповторимый почерк.

Сам московский Пикассо назвал тот визит в Вологду одним из главных событий своей жизни.

— Вологодчина — одна из немногих областей, где по-настоящему ценят художников, — сказал он.

— Это внимание к искусству действительно позволяет назвать город культурной столицей Русского Севера. Вологда богата талантами — художниками, писателями, музыкантами. И я уверен, что будут здесь появляться и новые таланты среди молодежи.

Художник тянется к творческим личностям и любит наблюдать за ними. «Героями картин Дьяконицына часто становятся музыканты, циркачи, актеры, — замечает Сергей Дмитриев. — Это продиктовано естественным желанием проникнуть в суть творческой натуры. Несправедливо будет не вспомнить о трепетном отношении мастера к женской красоте. Все работы этого направления приносят нам ощущения восторга и понимания того, что женская красота как величина эстетическая есть наивысшая в искусстве. Даже если натура иногда представляется экспрессионистски деформированной или кубистически „зашифрованной“, она не становится от этого менее прекрасной».

Лев Дьяконицын планирует лично открыть в Череповце свою выставку «Я из поколения шестидесятников». Торжественная церемония пройдет завтра, 2 октября, в 17 часов в Художественном музее, полотна уже прибыли в Череповец.

Сергей Виноградов