Как спасти водителя и пешехода?

Аварию, в которой по вине пьяного дальнобойщика погибли три человека, череповчане будут обсуждать еще долго. Потому что каждый автомобилист понимает: встретиться на трассе с нетрезвым водителем — это та угроза, которую он не в силах предотвратить. Как и встречу с уставшим водителем. Пешеходы тоже не чувствуют себя в безопасности: самый распространенный вид ДТП в Череповце — наезд на пешехода. О том, что может изменить ситуацию, мы поговорили с начальником ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Александром Андреевым.

«Лучше поздно, но живым»

— Александр Леонидович, можете ли вы рассказать подробности той страшной аварии?

— Известно, что двигались две фуры, они направлялись из Санкт-Петербурга к себе домой, в Вельский район Архангельской области, разгрузились в Чагоде. Со слов задержанного водителя, с коллегой они остановились в кафе на трассе Вологда — Новая Ладога, выпили водки. Он говорит: думал, что уже протрезвел, и сел за руль. Итог такого решения — смерть троих человек. Это первое ДТП с погибшими по вине пьяного водителя с начала года. Зарегистрировано 4 аварии, 7 человек получили травмы. За тот же период прошлого года — 7 «пьяных» аварий: 4 человека погибли, 13 были ранены.

— В последние недели аварии с погибшими и пострадавшими на трассе происходят едва ли не ежедневно. С чем вы это связываете?

— Можно назвать несколько факторов, в том числе и сезонность, погодные условия. Ремонт дорожного покрытия влечет за собой увеличение скоростного режима. А чем больше скорость, тем меньше времени на то, чтобы обнаружить опасность на дороге. Не успел заметить — не успел отреагировать, происходит ДТП. Плюс такие причины, как алкогольное опьянение, нарушение правил обгона, выезд на встречную полосу перед близко идущим транспортом. Но есть и еще один бич — усталость, которая приводит к тому, что водитель засыпает за рулем.

— Можете привести конкретные примеры?

— Сегодня утром случилось ДТП. 23-летний водитель ВАЗа десятой модели двигался из Череповца по направлению в Устюжну и влетел под фуру. Водитель грузового автомобиля рассказывает, что «десятка» съехала на бровку, машину развернуло боком и вынесло на встречную полосу. У мужчины за рулем фуры не было возможности среагировать. Боковой удар — и водитель ВАЗа погибает на месте. Первое предположение: перед аварией он заснул или отвлекся на что-то. Недавно у нас был такой случай: легковушка перевернулась, девушка-водитель и ребенок чудом остались живы. Спасло их то, что «встречка» была пустая.

— Водитель уснула за рулем?

— Нет, отвлеклась на упавшую детскую бутылочку, пытаясь ее поднять. У нас ведь все принято делать на ходу. На ходу звонить по телефону, настраивать радиостанции, смотреть телевизор, ухаживать за ребенком. Если маленький пассажир вдруг заплакал — остановись, успокой. Нет, все пытаются решить проблему, даже не снижая скорости.

— А как происходит, что водитель засыпает на дороге?

— Это случается мгновенно. Срабатывает фактор усталости. Водитель может лишь на секунду отключиться, но этого времени хватит на то, чтобы машина резко изменила направление движения и произошла авария с тяжелейшими последствиями. Вот еще один случай из недавних. Авария на автодороге Череповец — Сергиев Посад. На камере видеорегистратора автомобиля видно, что сначала уснул ребенок, потом — мама-пассажир и в какой-то момент «выключился» и водитель.

— Как можно предупредить такие аварии?

— Если в машине едет несколько человек, то и пассажиры должны контролировать, чтобы водитель не уснул за рулем: разговаривать с ним, просить делать остановки и т. д. Когда вы в машине один и чувствуете, что накатывает усталость, остановитесь. Выпейте чаю или кофе в придорожном кафе, на заправке. Можно просто выйти из машины, размяться, подышать воздухом. Понятно, что всем хочется доехать побыстрее, не теряя времени на остановки. И все же лучше на час позже, но живым.

Смертельно опасные зебры

— Александр Леонидович, давайте поговорим о безопасности пешеходов в Череповце.

— Эта проблема действительно стоит очень остро. Наезд на пешеходов — самое распространенное ДТП в нашем городе. И особенно опасны многополосные нерегулируемые пешеходные переходы. Примером тому может служить авария 17 сентября, когда на переходе на улице Архангельской были сбиты пешеходы: 27-летняя девушка погибла на месте, 35-летний мужчина доставлен в больницу с переломом ноги. Прежде чем ступать на проезжую часть, человек должен убедиться, что транспортные средства во всех полосах движения снижают скорость, а еще безопаснее — полностью остановились, чтобы пропустить его. Именно такой инструктаж должны ежедневно проводить родители со своими детьми.

— Но ведь и водители должны соблюдать правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов?

— Безусловно. И мы проводим одинаковую профилактическую работу и с водителями, и с пешеходами. За 8 месяцев этого года выявлено 9 844 нарушения со стороны пешеходов и 7 423 нарушения правил проезда пешеходных переходов. Правила часто игнорируют и те и другие. Но тяжесть последствий страшна именно для пешеходов.

— Но вернемся к сбитым пешеходам на Архангельской. На этом переходе аварии случались и раньше. Горожане это связывают с плохой освещенностью данного участка улицы. Выявляете ли вы темные пешеходные переходы?

— Мы еженедельно отслеживаем ситуацию по освещенности нерегулируемых пешеходных переходов. Сотрудники дорожной инспекции регулярно выявляют темные участки, мы вносим представления и предписания в департамент ЖКХ. И проблема решается, на некоторых переходах устанавливаются современные светильники. Но повторюсь: и пешеходы должны позаботиться о своей безопасности, приобретать одежду со светоотражающими элементами. И особенно важно, чтобы она была у детей. Что касается перехода на Архангельской, то он оборудован современным светофором Т-7 и системой подсветки, но, к сожалению, невнимательность водителя привела к трагедии.

— Получается, что даже эти меры не могут гарантировать пешеходу безопасность?

— В Череповце принято решение об увеличении пропускной способности транспортного потока. Но при нынешней ситуации с аварийностью на нерегулируемых пешеходных переходах мы приходим к выводу, что их нужно убирать совсем. Иначе получается такая ситуация: для движения автомобилей препятствий нет, скорость возрастает, а условий для безопасного перехода проезжей части нет. Получается, что мы просто посылаем пешеходов на смерть. Профилактика ведется ежедневно. И там, где на переходе стоит полицейский, всегда порядок. Но в городе 479 нерегулируемых переходов, и около каждого поставить сотрудника ГИБДД нереально.

— Тогда какие меры могут обеспечить безопасность пешеходов?

— На мой взгляд, у этой проблемы может быть несколько решений. Например, замена нерегулируемых переходов регулируемыми. Ставим светофор, приучаем пешехода переходить дорогу только в положенном месте и на зеленый свет. Еще один вариант — нужно оборудовать подземные пешеходные переходы. Но в проектах строящихся участков улиц в Зашекснинском районе они отсутствуют. Ну и наконец, мы все больше склоняемся к необходимости установки искусственных неровностей. Лучшего способа обеспечить безопасность для пешеходов в нашей стране еще не придумали.

Марина Алексеева