Конкурс без проигравших. Но с победителями

Человек и событие. Андрей Успенский, член жюри городского этапа «Учителя года», — о том, зачем педагогам состязания в профмастерстве

В 2006 году преподаватель русской словесности Андрей Успенский стал «Учителем года России». А этой осенью он будет судить работу череповецких коллег — отборочный этап начался в прошедшую пятницу. Три победителя отправятся в Вологду, на региональный этап.

Когда я стал участником конкурса «Учитель года», я практически ничего о нем не знал. Теперь, конечно, знаю больше. В том числе могу объяснить, в чем его значение для преподавателей.

Вы говорите: учителя ведь не спортсмены, зачем им соревноваться? Но для чего соревнуются спортсмены? Прежде всего чтобы показать, что они умеют. Вот и учителя так же. Конкурс — это прежде всего смотр. И я как член жюри могу увидеть, как развивается сейчас преподавание, каких успехов достигли мои коллеги. Во-вторых, это способ повышения квалификации: на конкурсе есть такие виды работы, которые не практикуются в школе. Например, проведение урока в незнакомом классе. А это всегда стрессовая ситуация — как из нее выкрутиться? Я шесть-восемь раз в год веду такие уроки. И перед каждым волнуюсь. К своим ученикам учитель может прийти с домашне-диванным настроением: они его знают, он знает их. А к урокам с незнакомыми детьми надо готовиться совершенно по-другому, здесь отсутствуют личные отношения. Полезно учителю устраивать себе такую встряску. У меня даже есть мысль, что хорошо было бы сделать такие уроки обязательными для педагогов, скажем, при повышении квалификации.

И в-третьих, конкурс — это возможность поучиться у других. Учителя обычно приходят на уроки к коллегам, преподающим тот же предмет: математики к математикам, физики к физикам. А здесь ты наблюдаешь за работой преподавателей других дисциплин. Может, это на первый взгляд покажется странным, но я многое взял из опыта коллег — математиков, физиков, химиков.

А теперь поговорим об «Учителе года» не как о смотре, а как о конкурсе, который помогает еще и выявить педагогов, которые достойны большего, нежели учительский стол. Я не о себе говорю — мне всегда нравилась именно преподавательская работа. Но конкурс выявляет людей, У которых есть таланты организатора, администратора. Например, победитель 2007 года Дмитрий Гущин сделал один из самых популярных сайтов по подготовке к ЕГЭ. Сайт хороший, им дети активно пользуются, а то, что руководитель проекта — «Учитель года России», еще и дополнительная «заманиловка». Вместе со мной в пятерку лучших учителей в 2006 году вошла Екатерина Уба — она сейчас министр образования и науки Ульяновской области. Очень талантливый человек, способный администратор.

Какой станет школа в будущем, решают учителя сегодня. Мне кажется, дисциплины не должны быть оторваны друг от друга, должен быть их синтез. Можно ли все наработки учителей использовать на своих уроках? Не все — это же эксперимент, авангард. Какие-то методы применимы, какие-то нет. Но все это важно и нужно, чтобы менялась современная школа. На тысячу экспериментальных попыток будет одна верная. Но чтобы была эта одна, должна быть и та тысяча.

Алена Сеничева