Школы предлагают кружки и секции

Ученики могут выбрать до пяти часов бесплатных занятий в неделю

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, на которые с этого года перешла уже вся начальная школа и некоторые пятые классы, требуют, чтобы каждый ученик занимался не только уроками. И школы предлагают детям большой выбор.

Одни кружки уже начали работать, в другие в эти дни идет запись. Захотелось позавидовать сегодняшним школярам: в наше время такого обилия кружков и секций прямо в школе не было. Как удобно, особенно младшим: не нужно куда-то далеко идти или ехать — приходишь, пообедав и отдохнув после уроков, в родную школу и занимаешься чем-то интересным. Направлений такой деятельности, по закону об образовании, каждая школа должна предоставить пять: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. А это значит, что в школах открываются спортивные секции, кружки прикладного искусства и другие.

Вариантов действительно множество. В школе № 12,например, ученики начальной школы вместе с родителями решают, что выбрать: подвижные игры или шахматы, риторику или экономику, «Волшебную бумагу» или «Перворобот» (кружок, где собирают первые модели роботов), сценическую речь или азы исследовательской работы... И это еще не весь перечень!

В пятых классах — свой выбор, свои направления: социальное проектирование (ученик составляет с помощью родителей или классного руководителя проект — познавательный, творческий и т. п. — и реализует его в течение, например, года); вокал; психология общения; развитие интеллектуальных умений; изготовление разнообразных сувениров; баскетбол...

— Каждый ученик может выбрать от одного до пяти часов занятий в неделю, — рассказывает зам. начальника управления образования мэрии Череповца Лина Коробейникова. — Причем все эти кружки и секции организуются в поддержку основного образования. В нашей области финансируются пять часов такой деятельности в неделю для каждого ученика. В некоторых регионах — до десяти; но и пять вполне достаточно, тем более что многие дети занимаются еще и в спортивных, музыкальных, художественных школах (и эта занятость тоже учитывается: перегруза у детей быть не должно). Сколько именно часов дополнительных занятий должно быть у каждого ученика, закон не определяет: выбор — за школьником и его родителями; плюс возможности школы.

Есть, правда, условие: внеурочная занятость школьников может осуществляться только после перерыва. То есть после уроков отдохнули, пообедали — и можно снова в школу, уже в кружок.

Бывает и другая схема: урок, потом внеурочное занятие, затем снова урок. Или все кружки проводятся в субботу либо на каникулах, чтобы не перегружать учеников в учебные дни. Но в Череповце, как правило, применяется обычная линейная схема: уроки, потом дополнительные занятия.

В Череповце такие занятия ведут как учителя школы, так и педагоги-совместители. Все эти кружки и секции бесплатны для учеников. Для родителей руководители кружков организуют презентации, во время которых рассказывают о содержании занятий, чтобы выбор учеников был точнее, в соответствии с их интересами.

Нередко кружок становится началом дальнейшей успешной деятельности в выбранном направлении и даже помогает выбрать профессию.

86 % череповецких школьников с 1-го по 11-й класс занимаются в разных кружках и секциях; многие выбрали не один коллектив — и в школе, и в учреждении дополнительного образования.

От кружка до профессии

Иногда к школьным кружкам относятся несколько свысока: чему там научат? Правила из учебника повторят или на улице поиграют — ну что ж, и то хорошо. Но кружок может дать старт и большому успеху, особенно если есть в школе преемственность.

Об этом рассказывает Светлана Попова, зам. директора школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов:

— Мы рассматриваем школьные кружки как средство развития личности ученика, его способностей. Преподаватели так и относятся к этой работе. Например, в начальной школе дети более глубоко изучают окружающий мир, обществознание — в среднем звене они под руководством учителей уже готовятся к всероссийским конференциям этой направленности и занимают призовые места.

Кружок помогает и выбрать профессию: в начальных классах посещали дети кружок выразительного чтения; в средних классах стали заниматься в студии при Камерном театре, а после окончания школы поступили на режиссерский факультет в Санкт-Петербурге.

Целыми классами ребята занимаются спортом, а в среднем звене становятся участниками «Президентских состязаний» и даже побеждают.

В начальной школе кружки ИЗО ведут профессиональные художники — ученики участвуют затем в различных конкурсах, и успешно; есть даже победа в международном конкурсе.

Ирина Ромина