35media.ru

Храм на Лозском озере спасают волонтеры

«Речь» продолжает создавать архив историй о святых местах Вологодчины.

Как-то в конце августа мне довелось быть в селе Антушево Белозерского района. Когда я зашел в сельскую библиотеку, ее руководитель, краевед Татьяна Алексеевна Симанова, рассказала мне об удивительном Богородице-Рождественском храме на озере Лозском.

Мы с Татьяной Алексеевной отправились в деревню Левково, где с берега хорошо виден остров, на котором и расположен храм. Вернее то, что от него осталось. Немного сохранилось и сведений об истории храма, что вполне объяснимо: до революции в каждой губернии были сотни действующих церквей, и на долю абсолютного большинства из них приходилось лишь несколько строк официальной информации. Так, сборник под редакцией Н. Богословского, изданный Новгородским статистическим комитетом в 1865 году, сообщает о Богородице-Рождественском храме следующее.

«Приход издревле слыветъ подъ названием Пречистовской Лозской, когда основанъ неизвестно, а о церкви в документахъ значится, что она устроена въ 1788 году тщаянием прихожанъ. Изъ устныхъ преданий старожилов видно, существование его было всегда хорошее. Самая церковь каменная, крестообразно устроенная, находится на острову, окруженномъ водою, при озере Лозскомъ. На острове старинная роща, при церкви съ северной стороны. На томъ же острову кладбище приходское, келья приходская съ двумя амбарами...»

И если история возникновения прихода была забыта уже в 1865 году, то о том, как приход уничтожался в начале XX века остались письменные свидетельства.

Вот что пишет в своих мемуарах житель деревни Старое Село Александр Васильевич Логинов: «Последним священником был отец Василий Инопин. После, когда закрыли церковь, он продал свой дом в деревне Старое Село, а сам жил в сторожке и шил сапоги под заказ. Довелось быть при разборе церкви. Бригадиром в то время был Дмитрихин Антон...»

А вот воспоминания Петра Осиповича Марушкова: «Невестка отца Василия, Антонина, работала учительницей в деревне Антушево, а жили они в деревне Поповка, где имели большой сад и пасеку. Сын отца Василия, муж Антонины, погиб на Великой Отечественной войне, отец долго горевал, а потом внезапно умер... А церковь закрыли в 1932 году, все самое ценное власти растащили: рясы, подсвечники, оклады серебряные. Жители из Старого Села стали ломать церковь первыми, наши соседи Карманщиковы сложили печь из церковного кирпича, так печка дважды горела».

А вот что помнит из рассказов отца житель Антушево Алексей Кузнецов: «Когда рушили церковь, то снесли главный колокол огромных размеров. Решили, что легче всего его переправить с острова зимой по льду на санях. Запрягли три повозки лошадей, но лед не выдержал такой тяжести, в холодной пучине погибли лошади, и сам колокол ушел на дно. И до сих пор, когда ребятишки ныряют в этом месте, то могут видеть лежащий на дне колокол. Раньше его видали и с лодки, но берега сильно заросли сорной травой. Я думаю, что это неспроста. И может, колокол, который сейчас находится в озере, когда-то поднимут, и мы вновь услышим его звон».

То, что храм расположен на острове, затрудняло его использование для нужд социалистического хозяйства, поэтому масштабной перестройке здание не подвергалось. На острове были сенокосные луга, огороды. Опустевшее строение селяне приспособили для хранения инвентаря. Постепенно двухсотлетняя кладка стала разваливаться.

Сейчас до опустевшего храма можно добраться на лодке. И как бы ни был он опустошен, люди приезжают на остров. Приезжают не просто отдохнуть, пожарить шашлыков, а привести в порядок то, что еще сохранилось.

Роман Харичев живет и работает в Череповце, в деревне Левково у него дача. Уже не раз череповчанин собирал людей для того, чтобы сделать уборку храма. И люди эту инициативу подхватывали. Волонтеры общими усилиями очистили территорию от кустов, высокой травы и подлеска. Из самого храма вынесли огромные кучи мусора. И сейчас взору тех, кто посещает остров, предстают алтарная часть и трапезная. Вглядываясь в стены храма, на которых печатью двадцатого столетия легли надписи, гласящие, что «тут был Коля», я вдруг отчетливо увидел контуры первоначальной росписи. Проглядываются лики Богородицы, кого-то из апостолов.

— Можно ли сохранить этот памятник культуры, — спросил я у Романа Харичева. — И нужно ли?

— Уверен, что сохранять надо, — ответил волонтер.

— Люди идут в храм, они нуждаются в нем. В восточной части храма мы сделали небольшой иконостас, где иногда проводим богослужения. Намечена работа, которая не требует больших финансовых затрат: вырубить деревья, растущие на куполе, заколотить оконные проемы, чтобы защитить кирпичную кладку от попадающих в помещение осадков, обустроить кровлю купола. И если все удастся, то это будет хорошо. Но на все это нужны терпение и силы. И пока есть у людей желание, мы будем восстанавливать по крохам это святое для нашей земли место.

Из церковной книги XIX века

Читая записи тех лет, представляешь, как местный дьячок Фома Устинов в церковной книге гусиным пером выводит: «Доход от продажи свеч в год — от семи рублей тридцати копеек, кошелькового сбора — до тридцати рублей, кружечного — до двадцати пяти рублей. Жеребейных денег от рыбной ловли — до ста рублей, продажа жертвенного хлеба — не больше ста рублей. Земля во всем приходе: песок, глина, местами каменистая, урожай хлеба бывает не одинаков, промышленность круглый год — рыбная ловля. Постройка в приходе деревянная, есть и училище для крестьянских детей, при церкви в мирской келье — оно состоит под надзором местного благочинного и под управлением местного священника. Библиотека еще не заведена...»

Знаете заброшенный православный храм? Сделайте снимок и принесите его в редакцию или отправьте на sv.rybalkin@izdom.ru

Сергей Рычков