Не только вологодский, но и настоящий

Знак «Настоящий вологодский продукт» указывает и на происхождение, и на качество товара

Традиционная выставка-ярмарка «Настоящий вологодский продукт» прошла в областной столице, в очередной раз показав широкие возможности местного агропромышленного комплекса. И сегодня этот потенциал как никогда необходимо воплощать в реальность.

Мясо и творог, варенье и колбасы, овощи и фрукты — на пустой желудок подобные мероприятия посещать не советуют, ибо от обилия всевозможных яств не только рябит в глазах, но и просыпается хищный аппетит.

Кто-то из коллег-журналистов, работавших со мной на выставке-ярмарке в «Русском Доме», посетовал, что присутствие на официальных мероприятиях не позволило ему в полной мере поучаствовать в действе в качестве простого покупателя: из-за ажиотажа многие товары раскупались слишком быстро. Сей факт говорит как минимум о двух вещах. Во-первых, спрос на продукцию местных производителей огромен. Во-вторых, в плане достаточного присутствия этой продукции даже на местных прилавках нам еще есть куда стремиться.

Напомним, что бренд «Настоящий вологодский продукт» (НВП), которому в этом году исполнилось уже 11 лет, — это не просто соответствующий значок на пакете молока или на упаковке конфет, а весьма серьезная система добровольной сертификации, и получить этот значок может далеко не каждый. Такая маркировка означает, что перед покупателем — действительно качественный, натуральный и экологически чистый продукт, выпущенный по современным технологиям. За эти 11 лет 52 организации агропромышленного комплекса области использовали товарный знак «Настоящий вологодский продукт».

Как отметил на открытии выставки глава региона Олег Кувшинников, на сегодняшний день под этим знаком выпускается около 1 тысячи наименований продукции. В прошлом году предприятиями, участвующими в системе НВП, произведено продукции на сумму более 10 миллиардов рублей, или более трети в общем объеме выпущенной на Вологодчине пищевой продукции.

— Наша задача к 2020 году — чтобы более 50 % продукции было сертифицировано в рамках НВП, чтобы во всех районах области было открыто более 200 магазинов, которые будут торговать под этой маркой, — рассказал Олег Кувшинников. Сегодня таких магазинов открыто уже 15, и они на 30 % увеличивают выручку — это говорит о том, что развивается продуктовый патриотизм вологжан, что мы перестали субсидировать экономику соседних стран и регионов.

Собственно, исходя из столь масштабных стратегических задач, понятно, что гастрономическая составляющая нынешней ярмарки — далеко не единственная. О том, как развивать потенциал торговой марки «Настоящий вологодский продукт», решалось в рамках деловых встреч.

В частности, на выставке-ярмарке работала биржа деловых контактов для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозпроизводителей, торговых сетей и общепита. Было проведено несколько круглых столов, где в ходе оживленных дискуссий обсуждались вопросы развития сельхозкооперации, технического регулирования и качества продукции, нововведений и изменений в законодательстве. Одним из актуальных был и остается вопрос участия местных производителей в госзакупках.

Оказалось, что участие поставщиков из Вологодской области в конкурсных процедурах по госзакупкам, мягко говоря, слабое. И если в магазинах местные товары, в том числе под знаком НВП, представлены широко, то в больницы и детские дома, в техникумы и училища, в детские лагеря, словом, в структуры, где организацией закупок продуктов питания занимается комитет госзаказа Вологодской области, свою продукцию поставляют совсем другие производители, зачастую из других регионов.

По словам гендиректора «Вологодского мясокомбината» Антона Шопина, его предприятие готово участвовать в конкурсах, однако сталкивается с тем, что зачастую конечная цена, которую предлагают конкуренты-производители, оказывается гораздо ниже. При этом он уверен, что качественный товар (а конкурсная документация требует поставлять именно качественный товар) по столь низкой цене произвести просто невозможно.

А Инна Репина, председатель совета Вологодского облпотребсоюза, объединяющего множество небольших предприятий пищевой промышленности, рассказала о проблеме единого лота. Суть ее в том, что конкурсные закупки, осуществляемые областным комитетом госзаказа, слишком велики для малых и средних предприятий. Единый заказ формируется, допустим, сразу для нескольких больниц, и понятно, что субъекту малого или среднего предпринимательства такой объем просто не потянуть. Инна Репина предложила выделить определенный процент котировок для участия малых предприятий, разделив лоты на более мелкие.

Отвечая на эти вопросы и предложения, зам. председателя комитета госзаказа Вологодской области Евгений Гороховский отметил, что схема закупок пока действительно несовершенна, но она постоянно корректируется. Что касается качества поставляемой продукции, то в этом году у комитета появилась возможность проводить конкурсы с ограниченным участием, где играет роль не только критерий цены, но и критерий качества. В частности, дополнительные преимущества получают обладатели сертификата «Настоящий вологодский продукт». Но если у кого-то из участников конкурса есть подозрения, что его конкуренты недобросовестны, они вправе обжаловать результаты в антимонопольной службе.

Что касается малых предприятий и тех, кто только начинает работать на электронных торгах и участвовать в конкурсных процедурах, то им для начала можно поработать с муниципальным заказом или выходить на заказчиков напрямую.

— Это детские сады, школы, которые находятся рядом с вашим крестьянско-фермерским хозяйством или производством, — сказал Евгений Гороховский. — Все зависит от вашей активности.

В свою очередь комитет госзаказа готов проводить консультации и семинары для тех, кто захочет более детально разобраться в процедурах госзакупок.

52 организации АПК области использовали товарный знак «Настоящий вологодский продукт» за 11 лет. Сегодня под этим знаком выпускается около 1 тысячи различных наименований продукции.

Что такое «Настоящий вологодский продукт»

Товарный знак «Настоящий вологодский продукт» зарегистрирован Роспатентом 9 июня 2003 года. Он призван гарантировать качество маркированной им продукции и помочь продвижению вологодских продуктов на рынки других регионов и за рубеж. После прохождения процедуры добровольной сертификации и регистрации лицензионного договора в Роспатенте организация получает право использовать товарный знак на продукции и упаковке, а также в документации и рекламе.

Андрей Савин