35media.ru

Мюзикл, вытеснивший родственников на ступеньки

Многие череповчане уже знают, что в сентябре смогут увидеть нашумевший спектакль «Алые паруса» в постановке Вологодского театра для детей и молодежи. Гораздо меньшему количеству людей известны такие подробности, как то, что после нашего города «Паруса» возьмут курс на север и что с Ассоль может случиться всякое, даже декретный отпуск...

Ответить перед школьницами

На минувшей неделе во Дворце культуры «Строитель» прошла пресс-конференция с участием режиссера и исполнителей главных ролей. Спектакль представляет собой музыкальную феерию в двух частях, по сути это мюзикл. Либретто было написано Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым, музыка Максима Дунаевского. Изначально создавалось для Российского академического молодежного театра, но после столичной премьеры мюзикл поставили и в других городах страны. Вологодский театр для детей и молодежи играет «Алые паруса» с марта 2012 года, причем подготовка началась почти за год до премьеры. Это и неудивительно, ведь предстояла поистине грандиозная работа. Вокальные партии в мюзикле довольно сложные, а осваивать их пришлось драматическим актерам, непрофессиональным певцам.

— Это как раз было самое сложное, — признался Виктор Харжавин, исполнитель роли Грэя. — Я впервые испытал на себе, что такое мюзикл. Пробовал разные партии. Приходилось заниматься вокалом не только в театре, сразу подключать весь свой потенциал, изучать материалы, прислушиваться к советам мастеров. Это было для меня ново и очень серьезно.

Эдуард Аблавацкий, играющий Лонгрена, отца Ассоль, отметил:

— Когда мы, артисты, беремся за необычный материал и необычную подачу, для нас это всегда интересно. И практика показала, что наша труппа готова к такому. Поставил для себя галочку: «Я это могу».

А Алена Данченко, Ассоль на сцене, рассказала о другом аспекте:

— Для меня это была большая ответственность перед зрителем, потому что я понимала: придут девочки-школьницы, которым по 14 лет, у них очень свежо чувство первой любви, и я не могу это разрушить, они не должны разувериться, а наоборот, еще больше поверить и ждать. Это всем нам знакомое чувство, которое нужно беречь в себе. Потому и нужно было приложить все усилия. И очень здорово, когда в финале со сцены ты видишь сотни радостных лиц.

История более жесткая, чем в повести

— Изначально предполагалось, — поведал народный артист России, режиссер-постановщик спектакля Борис Гранатов, — что будут две исполнительницы роли Ассоль. Одна (Алена Данченко) должна была играть героиню, когда той было 12 лет, а другая — когда 16.

— Но вторая Ассоль оказалась в декрете, — продолжил Борис Александрович и улыбнулся. — Да-да, с Ассоль так тоже случается. Сначала мы не знали, что будем делать, думали, что Алена не справится, она сама волновалась. Но все-таки взялись за работу, и Алена одна играла и 12-летнюю, и 16-летнюю Ассоль на протяжении всего спектакля. Это была очень большая, очень трудная работа.

Можно сказать, что «Алые паруса» — спектакль осовремененный. Отрывок из либретто: «Юная Ассоль грезит надеждами на обещанную ей встречу с единственным любимым и пытается выжить в этом несовершенном мире, задыхаясь от безысходности и отчаяния. Но ее долгожданный Грэй — вовсе не сказочный принц, а искушенный жизнью, бывалый морской капитан. Эти герои идут трудными и замысловатыми путями навстречу друг другу».

— Бартенев и Усачев написали свою версию этого произведения, — объяснил Борис Гранатов. — Нам показалось, что их вариант — история более жесткая, чем в повести. Хотя, если внимательно прочитать Александра Грина, можно понять, что его проза сильно отличается от кинофильма, сладкой красивой сказки. Повесть Грина написана была во время Гражданской войны. Он голодал и все же создал такую замечательную светлую историю; но атмосфера, в которой все это сочинялось, не могла не сказаться на произведении. Например, Лонгрен — изгой в поселке, в котором живет, его не понимают, не признают, считают не вполне нормальным, как и его дочку. История не такая простая, не сладенькая. Поэтому думаю, что открытия зритель в Череповце для себя сделает.

О женской интуиции

Раз уж речь зашла о знаменитом фильме «Алые паруса», мы не смогли не поинтересоваться у Алены Данченко, сравнивала ли она свою Ассоль, вольно или невольно, с образом, созданным Анастасией Вертинской.

— Совсем не сравнивала, — ответила молодая актриса. — Я специально пересмотрела фильм только после выпуска спектакля. Во-первых, это другая история, во-вторых, спектакль и кино — «две большие разницы». Стараться что-то взять и перенять? А тогда в чем моя работа? Я просто не вижу в этом смысла. Когда читаешь текст и слушаешь музыку, ты сама прекрасно понимаешь, что тебе нужно делать, а женская интуиция тебе всегда подскажет.

Возрастной ценз спектакля — от 14 лет. Создатели рассчитывали, что смотреть мюзикл будут в первую очередь подростки, однако ошиблись.

— Спектакль в Вологде пользуется невероятным успехом, чего мы, честно говоря, не ожидали, — сказал Борис Гранатов. — Казалось бы, тема для подростков. И вдруг вся Вологда пошла на спектакль. Приходили взрослые люди с семьями — те, кто обычно ходит в драматический театр. А всем нашим знакомым и родственникам достаются места только на ступеньках. Я не расхваливаю, а удивляюсь уже два года.

В сентябре свой спектакль Вологодский театр для детей и молодежи повезет в Архангельск на фестиваль «Родниковое слово». Декорации отправятся в Архангельск сразу из Череповца.

Елена Бжания