Лучших педагогов ждет поощрение

Область отблагодарит учителей, развивающих способности учеников

Об учреждении ежегодной премии в 200 тысяч рублей учителям, подготовившим победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, сообщил врио губернатора Олег Кувшинников на Образовательном форуме Вологодской области.

Найти одаренного ребенка и развить его талант — действительно непростая задача для педагога. Как правило, это работа нескольких лет: нужно заложить основы знаний по предмету, научить применять их на практике, мыслить, анализировать, решать творческие задачи. И едва ли не самое главное — поддержать и развить стремление самого ученика развивать заложенное природой.

Юные череповчане не раз становились призерами и победителями всероссийской олимпиады школьников, а также других конкурсов федерального уровня. В 2012 году в финале всероссийской олимпиа-ды выступили 22 наших ученика; пять из них стали призерами и победителями. В последние два года картина одинакова: по 18 участников, семь призеров, один победитель.

Это хороший результат для сравнительно небольшого города — ведь в финале соревнуются ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, ряда других городов, где работа с одаренными детьми ведется в специализированных центрах. Так что честь и хвала нашим учителям!

Чаще всего «на пьедестал почета» поднимаются учащиеся общеобразовательного лицея «АМТЭК»: в минувшем учебном году среди призеров было два его воспитанника — по обществознанию и экономике; единственным победителем из Череповца тоже стала одиннадцатиклассница «АМТЭКа» Дарья Колыгина — по литературе. Подготовила ее к участию в олимпиаде преподаватель лицея Людмила Жукова. И в 2013 году ученица Людмилы Евгеньевны Екатерина Харлампиева стала победителем российского этапа олимпиады по литературе.

— Если брать ситуацию в целом, за несколько лет, нельзя сказать, что призеров и победителей финала готовят одни и те же учителя, хотя бывает и такое, — говорит Наталья Ерохова, ведущий специалист отдела общего и дополнительного образования управления образования мэрии Череповца. — Скорее, это успех образовательных учреждений: как правило, в числе лучших на всероссийской предметной олимпиаде школьников оказываются учащиеся лицея «АМТЭК» (по литературе, географии, экономике, праву, обществознанию, истории); Женской гуманитарной гимназии (по литературе, праву); школы № 10 (по экологии и биологии); школы № 21 (по географии), № 26 (по экономике) и некоторых других.

В финале всероссийской олимпиады участвуют ученики с 9-го по 11-й класс, а педагог, выпустив одиннадцатиклассников, часто возвращается в среднее звено. В таком случае в подготовке победителей неизбежно получается перерыв.

С другой стороны, бывает, что в среднем звене уроки ведет один учитель, а в старших классах — другой, и только его заслугой считают воспитание талантливого школьника, хотя именно в средней школе закладываются основы знаний. Поэтому определить реальный вклад каждого учителя в успех ученика достаточно сложно — с этим согласны и сами учителя.

— В городах, где оказывается больше всего победителей финала всероссийской олимпиады, работа с одаренными детьми ведется в специализированных центрах, — рассказывает Наталья Ерохова. — В нашем городе мы тоже стараемся дать как можно больше возможностей школьникам развивать свои таланты: ребята участвуют в конференциях и конкурсах по предметам, начиная с начальных классов, ведут научно-исследовательскую деятельность, за счет бюджетных средств выезжают на конференции и так далее. Но хотелось бы, чтобы с талантливыми детьми велась более углубленная работа. Для этого нужен центр по работе с одаренными детьми, и создание такого центра — наша мечта.

18 участников, семь призеров, один победитель — так выступают в финалах всероссийской предметной олимпиады школьников в последние два года учащиеся череповецких школ, гимназий и лицея.

Ирина Ромина