Лесная отрасль — в кластере

В Вологодской области создан международный кластер деревянного домостроения.

Главным итогом выставки «Российский лес», в пятницу завершившейся в Вологде, стало подписание соглашения о создании международного кластера деревянного домостроения между Вологодской областью и Финляндией. Начать планируется с подготовки кадров.

Кадры решают все

Созданный на Вологодчине международный кластер деревянного домостроения будет работать на принципах некоммерческого партнерства, объединив интересы бизнеса, государства и образования.

Кластер — это, грубо говоря, некая группа тесно связанных между собой фирм и организаций, собранная на ограниченной территории. Их географическая близость дает немало преимуществ: выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общего ресурса (в нашем случае это лес), снижение затрат на транспортировку и — в случае создания хорошей образовательной базы — постоянное наличие подготовленных кадров.

Если присутствие сырьевого ресурса очевидно (70 % территории области — это леса), и даже современные производства при наличии инвестиций возвести проб-лем нет, то вот с ресурсом человеческим предстоит много работы. Поэтому не случайно связи с финскими партнерами регион начал выстраивать с подготовки кадров. По финским образовательным программам уже начинают учить в наших колледжах. Должен быть создан и международный образовательный центр по подготовке специалистов и рабочих для отрасли.

— Сейчас много говорится о том, что мы недостаточно используем дереворесурсы. Но правильное их использование начинается с образовательных процессов, — объяснил начальник областного департамента строительства и ЖКХ Сергей Воробьев. — Нужно знать, как подготовить материал, каким инструментом пользоваться. Сейчас мастер по деревянному домостроению — это специалист, который может собрать дом за несколько дней.

Эх, дороги!..

Еще одной важной темой для обсуждения на «Российском лесе» стали лесные дороги. Причин их строить великое множество.

— С лесными дорогами в Вологодской области так же нелегко, как и во всей России, — сказал зам. начальника департамента лесного комплекса области Роман Марков. — У нас ежегодно арендаторы строят порядка ста километров таких дорог. И ни для кого не секрет: чтобы взять миллион кубометров леса, нужно построить около 60 км дорог.

— Надо понимать, что это не только дороги для заготовки леса, — заметил член руководства крупной целлюлозно-бумажной компании Дмитрий Пахомов. — По ним ездит транспорт местных жителей, внутрирайонные автобусы, техника для тушения пожаров. Поэтому было бы логично, чтобы государство участвовало в строительстве этих дорог.

Но по словам Романа Маркова, Вологодчина хоть и стала одним из немногих регионов, которым ранее удалось привлечь для этой цели хоть какие-то федеральные средства (построено 42 км дорог плюс еще 90 на условиях софинансирования), однако сейчас денег на эти цели не предусмотрено.

И для арендаторов сумма 3,5 млн рублей (во столько обходится каждый километр лесной дороги) непосильна. Бизнес и власть в итоге пришли к выводу, что строить дороги нужно на принципах государственно-частного партнерства и софинансирования. Правда, пока неизвестно, когда такие механизмы будут приняты на федеральном уровне.

3,5 млн рублей — стоимость строительства одного километра лесных дорог. А для увеличения объемов лесозаготовки и борьбы с лесными пожарами в регионе необходимо строить от 100 до 200 км таких дорог.

Андрей Савин