Аппетиты федеральных сетей урежут?

Областные депутаты предлагают ввести ограничения для монополистов в торговле.

На Вологодчине война между местными торговыми точками и федеральными сетями идет с 2011 года, и пока потери несут магазины шаговой доступности и региональные товаропроизводители. А это не может не сказываться на региональной экономике.

27 ноября областные парламентарии одобрили внесение в Госдуму поправок к федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Как пояснил заместитель председателя ЗСО, председатель комитета по бюджету и налогам Алексей Канаев, законодательная инициатива разработана по итогам проведения в 2013 году тематических заседаний комитета:

— Мы считаем, что необходимо умерить аппетиты крупных сетей, которые все активнее захватывают рынок, создавая серьезные перекосы в торговле. Наша инициатива предполагает снизить долю торгового оборота одной сети в общем объеме реализованной продукции на определенной территории с нынешних 25 % до 10 %. Если этот показатель будет превышен, то торговая сеть не будет иметь права открывать новые торговые точки.

По мнению депутатов, такое изменение необходимо для развития нормальной конкуренции. Выиграют от этого прежде всего жители области и представители малого и среднего бизнеса, занятые в сфере торговли. В России сегодня около 140 тысяч розничных торговых точек. При этом 35 % из них принадлежат федеральным сетям. Так, один магазин «Лента» занял 5 % общего объема торговли в Череповце. Если учесть, что общий оборот сферы розничной торговли в нашем городе равен 40 млрд руб. в год, то цифра выйдет немалая. Недавно открывшийся «Макдоналдс» сразу оттянул на себя от 10 % до 15 % оборота городского общепита. А по прогнозам, за ближайшие три года федеральные сети могут занять до 70 % общероссийского рынка розничной торговли. И здесь уже под серьезный удар попадут местные товаропроизводители.

Депутаты ЗСО также предлагают запретить торговым предприятиям навязывать производителям заключение дополнительных договоров, направленных на продвижение товаров. Это плата за выкладку продукции на полки, расположенные на уровне глаз покупателей, за проведение различных промоакций. Эта практика носит массовый характер, а стоимость таких услуг, по экспертным оценкам, может достигать 20 — 40 % от стоимости товара.

Интересно, что в октябре депутаты Екатеринбургской области также вышли в Госдуму с инициативой изменения правил торговли. В частности, они предложили дать новое определение понятию «торговая сеть». Сейчас это — более двух торговых точек под общим названием. Уральские депутаты предлагают закрыть эту лазейку для сетевых магазинов и считать торговой сетью «совокупность десяти и более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 квадратных метров каждый, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации».

Полина Удовиченко