Составить репертуар главного театра города

Новый завлит Камерного рассказывает, как выбираются пьесы для постановки.

С сентября должность заведующего литературно-драматической частью череповецкого Камерного театра занимает кандидат филологических наук Ирина Остренко. «Речь» спросила, в чем заключается специфика работы и каких постановок ждать в следующем году.

Драмотборщик

— Один из персонажей Бориса Акунина называет завлита драмотборщиком, тем самым определяя главную его обязанность. Среди основных задач заведующего литературно-драматической частью — вместе с главным режиссером формировать репертуар театра. Пьесы я нахожу в разных источниках: просматриваю специализированные сайты, устанавливаю контакты с драматургами. Среди них, например, председатель гильдии драматургов Санкт-Петербурга Валентин Красногоров. Кстати, одна из его пьес — «Прелести измены» — уже ставилась на сцене Камерного театра. На первую половину нынешнего сезона репертуар был сформирован еще до моего прихода в театр. А на дальнейшую перспективу основные направления моей работы были согласованы с Татьяной Макаровой, главным режиссером Камерного. Во-первых, подобрать комедию к Международному дню театра (27 марта). Во-вторых, найти пьесу для подростков. Это непросто: хороших пьес для подростков мало. Также уже сейчас нужно думать о детском новогоднем спектакле. Очень важно заранее выбрать пьесу для постановки к 70-летию Победы. Кроме того, я пишу анонсы к спектаклям, участвую во встречах со зрителями, вместе со специалистами по маркетингу и рекламе готовлю информационные материалы для сайта Камерного театра, сайта «Культура Вологодской области», группы в сети «ВКонтакте» и др. Когда начинается работа над новым спектаклем, выступаю перед труппой. Так, перед читкой «Золушки» по сценарию Евгения Шварца я рассказывала актерам, что собой представляет общеизвестный сюжет о Золушке, какова его трактовка в творчестве Шварца.

От чего зависит выбор

— Репертуар провинциального театра нуждается в постоянном обновлении: одни и те же спектакли не могут идти в течение многих лет, как в крупных городах. При отборе пьес необходимо учитывать количество актеров, их возрастной состав, актерские амплуа и т. д. Именно поэтому свою работу в театре я начала с просмотра уже идущих спектаклей. Нужно брать во внимание и особенности зрителя: во-первых, мы живем в промышленном городе, во-вторых, две трети аудитории составляют представительницы прекрасного пола, а молодежь посещает театр реже, чем люди среднего и старшего возраста. Думаю, необходимо разумное сочетание развлекательных и серьезных спектаклей, современной и классической драматургии, как отечественной, так и зарубежной. Кассовые комедийные постановки, безусловно, необходимы — на них люди приходят получить порцию хорошего настроения, посмотреть на игру полюбившихся актеров. Но наш театр прежде всего ориентируется на классику: это премьерный спектакль-бенефис нынешнего сезона по повести Н. Гоголя «Старосветские помещики», спектакль по повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон», комедия А. Островского «Таланты и поклонники». А в завершении сезона предполагается постановка «Кентервильского привидения» О. Уайльда. Обязательный компонент нашей театральной афиши — детские постановки. Так, в октябре с большим успехом прошел премьерный показ музыкальной сказки по пьесе В. Зимина «Приключения Мухомора». Кроме того, в репертуаре должны быть такие спектакли для взрослых, которые были бы интересны зрителям разного возраста. Это, например, премьерный спектакль по пьесе Э.-Э. Шмитта «Тектоника чувств», постановка «Выходили бабки замуж» по пьесе Ф. Булякова, которая пользуется неизменным успехом. Приходится учитывать и финансовый вопрос. Те же костюмированные спектакли требуют значительных затрат, и вряд ли их может быть много.

Мечта о «Питере Пэне»

— Если бы Татьяна Геннадьевна сказала: «Мы будем ставить тот спектакль, который вы хотите», я бы предложила сделать детский спектакль по «Питеру Пэну» Д.М. Барри. Это одно из моих любимых произведений. С одной стороны, в нем есть то, что так близко и понятно детям: неограниченный полет фантазии, противоборство добра и зла. Питер, мальчик, который не хотел вырастать, прилетает к Вэнди и ее братьям, все вместе они отправляются на остров, где с ними происходят невероятные приключения. С другой стороны, в произведении заложен смысловой пласт, который в полной мере доступен только взрослому читателю. Это сложная философия детства, соотнесенность детского и взрослого миров в их противоположности и взаимосвязи. Я уверена, что этот спектакль получился бы очень ярким, он мог бы понравиться и детям, и взрослым.

СПРАВКА

Хочется верить, что мой приход в Камерный не случаен. Я люблю театр и как простой зритель, и как человек, интересующийся театральным искусством. В студенческие годы я занималась в народном театре, которым руководил Равик Смирнов. Надеюсь, что юношеское «свечение мечты» во мне не угасло.

Марина Белая