35media.ru

Череповцу советуют создать «технологический Диснейленд»

Эксперты рекомендуют городу не стесняться имиджа промышленного центра, а эксплуатировать его.

Есть ли у Череповца перспективы в сфере туризма?

«О да!» — хором заверяют специалисты отрасли. И нужно для этого всего ничего: обратить кажущиеся недостатки в достоинства и красиво их упаковать. Но участвовать в этом должны и власть, и бизнес.

Имидж — все

— Пока Череповец — это лишь часть туристического маршрута по Вологодской области, причем не самая хитовая его часть. Не все даже знают, что Череповец находится на территории Вологодской области, — поначалу казалось, что эти слова главы Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе не сулят городу ничего хорошего.

Впрочем, речь шла всего лишь о том, что делать в нашем городе ставку на культурно-исторический туризм, по мнению сторонних экспертов, бессмысленно.

На прошедшей в Череповце инвестиционной конференции «Новый импульс развития туристической отрасли», организаторами которой стали правительство области, мэрия Череповца, Агентство городского развития и Инвестагентство «Череповец», экспертов собралось много, включая представителей администрации президента РФ, Ассоциации туроператоров, консалтинговых компаний. Вопрос о том, быть ли туризму в Череповце, не стоял — это вопрос решенный. А вот понять, каким ему быть, хотели все.

— Нам непросто, — признал мэр Юрий Кузин. — У Череповца свой профиль — это крупный промышленный центр. С одной стороны, это недостаток для развития отрасли, но во всех недостатках есть свои возможности. И эти возможности нам нужно найти и упаковать настолько грамотно, чтобы это не вызывало сомнений ни у одного россиянина или иностранца.

— Кардинально изменить имидж территории очень сложно, — согласилась представитель Ассоциации туроператоров Любовь Ямутова. — Значит, нужно попытаться извлечь пользу из того, что есть.

Если коротко, по итогам конференции ее участники сошлись на том, что есть у Череповца два козыря — транспорт и промышленность. Именно эти направления и нуждаются в доработке и упаковке.

Музей промышленности

— Мы должны обратить внимание на опыт других городов, где нет большого исторического наследия, — рассказал директор известного череповецкого турагентства Игорь Гусев. — В качестве примера могу привести город Мышкин в Ярославской области. Город с населением менее шести тысяч человек принимает в год до 160 тысяч туристов! Это при том, что город не имеет ни одного объекта исторического показа, но он сумел создать интереснейшие программы.

«Промышленный туризм», «музей промышленности» — не раз и не два звучали на конференции эти словосочетания. Идея развития этого перспективного направления родилась в Череповце давно, но окончательно пока так и не оформилась. Зато эта ниша в России явно пустует, как подтвердили эксперты.

Организовать потоковые экскурсии на некоторые череповецкие производства непросто — не позволяет жесткая техника безопасности. А вот создать интерактивный музей промышленности городу вполне по силам, тем более что основа для этого есть — локальные музеи городских предприятий выражают готовность пополнить выставку своими экспонатами. При этом музей, чтобы быть привлекательным, должен стать именно интерактивным, использовать современные экспозиционные технологии. Например, это съемка виртуальных роликов-экскурсий в цеха.

— Музей будет не только интересен приезжим, но и позволит решить другую важную задачу — поможет местной молодежи с профориентацией, — подчеркнул Юрий Кузин.

В перспективе на основе такого музея Череповцу предложили создать целый «технологический Диснейленд», включающий в себя помимо экспозиции гостиницу, конференц-зал, учебно-познавательные зоны для детей и т. д. Тогда гости станут задерживаться в Череповце подольше.

Транспортный узел

— Исторически Череповец сложился как крупный транспортный узел, — напомнил собравшимся начальник управления по делам культуры мэрии Леонид Лавров, отметив, что это первый крупный город Вологодчины на пути туристов, едущих из Петербурга по земле и воде.

Если добавить сюда наличие международного аэропорта, то на этом основании Череповец, сам по себе небогатый на объекты показа, мог бы «перехватывать» туристов, направляющихся за экскурсионными эмоциями в соседние Кириллов, Вологду, Белозерск, которые в свою очередь гораздо хуже обеспечены гостиничной и транспортной инфраструктурой.

В идеале схема чудесна: речные круизные теплоходы останавливаются в Череповце, для туристов проводят краткую обзорную экскурсию по городу и везут их в те же Кириллов и Ферапонтово, а также в Вологду и Белозерск, где нет своих причалов, но есть масса достопримечательностей.

Есть и другая проблема. Сравним цифры. Ежегодно через акваторию Череповца проходят около 900 пассажирских теплоходов (100 — 120 тысяч экскурсантов), а швартуется всего 4 — 5 %, то есть не более 45 судов. Тем временем Кириллов (причал в Горицах) в этом году принял 657 теплоходов. Причина — несоответствие требованиям безопасности судового хода и плохой причал. Посему редкий капитан отваживается приставать к череповецкому берегу.

Но и в Горицах все не так радужно, как может показаться. Там одновременно могут пришвартоваться сразу несколько теплоходов, но для туристов не хватает автобусов. Выход может быть найден, если муниципалитеты объединят усилия. По словам Юрия Кузина, диалог с соседними районами у Череповца уже налажен, и город может стать хорошей площадкой для размещения туристов после экскурсий в эти районы.

Главное — обосновать

Еще один и, пожалуй, главный итог конференции — участники признали, что решение всех озвученных проблем нельзя вешать на плечи властей. Необходимо государственно-частное партнерство.

— Бизнес может убедить местные власти помочь ему, — говорит сотрудник управления делами президента РФ Игорь Зворыкин. — Но для этого предпринимателям нужно, допустим, посчитать, сколько турист оставляет у них денег и за сколько лет город окупит инвестиции по тому же углублению дна реки или строительству дорог. С этими цифрами уже можно идти к чиновникам.

— В условиях ограниченного бюджета должно быть глубокое социально-экономическое обоснование всех вложений, — согласился Юрий Кузин. — К сожалению, роль власти бизнесом переоценивается. Якобы есть некие грандиозные ресурсы, которые позволят все построить, а представители бизнеса плавно войдут в эту систему. Но система строится из тех элементов, которые формируется участниками. Нужно, чтобы каждый знал свою ячейку в общем деле.

Не забывать о своих

Впрочем, не стоит думать, что Череповец собирается зацикливаться исключительно на промышленности и сервисных услугах. Было заявлено, что одно из приоритетных направлений развития города — создание привлекательной, доступной для всех череповчан городской среды, комфортной для проживания. Собственно, одно без другого невозможно: разве будет туристам уютно в городе, в котором неуютно его обитателям?

— В настоящее время прибрежная территория — набережная, усадьба Гальских, Зеленая роща — привлекает особое внимание и интерес инвесторов, — говорит руководитель Агентства городского развития Оксана Андреева. — Весной уже начнутся активные работы. Привлечение на эту территорию инвесторов не только преобразит берег реки, создаст места для отдыха жителей, но и будет способствовать развитию туристического потенциала города.

Начальник областного департамента международных, межрегиональных связей и туризма Денис Зайцев призвал обратить внимание на развитие событийного туризма, который пока только зарождается. В частности, речь идет о селе Ильинском под Череповцом, где с недавних пор проводятся зимние соревнования, а в будущем появится крупная площадка для проведения мероприятий событийного туризма. Тут тоже могут быть объединены интересы туристов и местных жителей, а интересы власти и бизнеса объединены уже сейчас. Инвестор уже вложил в развитие площадки более 10 млн рублей.

Андрей Савин