Татьяна Макарова: «Театр — мой дом»

1 октября — юбилей главныого режиссера Камерного театра.

1 октября юбилей отмечает главный режиссер Камерного театра, актриса, страстная пропагандистка драматического искусства, коренная череповчанка и патриотка своего города Татьяна Макарова. Камерный театр, который появился в нашем городе во многом ее стараниями, стал для Макаровой и главным делом жизни, и вторым домом. «Они все мои дети», — говорит Татьяна Геннадьевна, с улыбкой показывая на актеров.

Главный режиссер — это не должность, это диагноз. Потому что главный режиссер — сердце театра. А к Татьяне Макаровой такое определение относится еще в большей степени. Ведь она основатель первого профессионального театрального коллектива в нашем городе.

Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» перед Макаровой никогда не стоял. Она всегда «была». Артистические наклонности проявились у Татьяны в раннем детстве. Петь, танцевать и декламировать стихи она поначалу нигде не училась, но и то, и другое, и третье делала с восторгом на всех детсадовских утренниках.

Решительности девчушке тоже было не занимать. Вот хотя бы такой факт из биографии:

— Мы жили в коммуналке на Металлургов. Мне года три было, а может, и меньше. На кухне в большой кастрюле соседка оставила вариться какой-то огромный мосол. Как там все происходило, я помню только эпизодически. Каким образом вытащила из кастрюли этот мосол, не знаю, в памяти осталось только, как волоку его, исходящий паром, по коридору. Помню, с каким ужасом на меня все смотрели...

В первый класс Таня пошла в растрепанных чувствах, потому что в детском саду оставался мальчик, которого она любила. Ей уже исполнилось семь, а ему до школы оставался год. Однако влюбленность быстро прошла и забылась, потому что девочка с головой окунулась в новую жизнь. Родители в единственной дочери души не чаяли. Мама — учительница литературы, папа — инженер-энергетик.

— Отец был очень интересным мужчиной — видный, обаятельный. Всегда со вкусом одевался. Покупая хорошие вещи, говорил: «Скупой платит дважды». Мы с папой были очень большими друзьями, — вспоминает Татьяна Геннадьевна, — любили гулять на Соборной горке и по аллее на проспекте Луначарского. Я росла вместе с этой аллеей.

А впрочем, Татьяна нередко была предоставлена самой себе. Мама днями пропадала в школе, папа — на производстве. А ребенок всегда найдет чем заняться дома в одиночестве.

— Я вытаскивала из шкафа мамины туфли на каблуках, надевала ее платья и разыгрывала перед зеркалом драмы. Да-да, это всегда были такие страшные драмы: ах, он меня не любит, он меня бросил... Так вот ему! Кто такой «он», было совершенно не ясно и не важно. Я дружила с мальчишками, но не влюблялась. Вообще была очень правильной девочкой — пионеркой, комсомолкой, старостой, председателем совета дружины и т. д., — говорит Макарова. — Жизнь была заполнена до краев!

Ее интересовало все — и общественная работа, и школьные спортивные соревнования, и уроки музыки...

— В школе мне очень повезло с учителями. Это такие яркие личности были! Надежда Николаевна Фастовская — хореограф, я начинала у нее заниматься танцами в Доме пионеров. Кстати, мне по наследству достался ее рояль, он у нас задействован в одной из пьес. Учитель музыки Вера Борисовна Цивьян в двадцатой школе, где я училась, вела школьный хор. Она позвала меня сначала петь, а потом как-то сказала: «Танечка, а вы можете не ходить в хор?» «Почему?» — страшно обиделась я. «Потому что вы громче всех поете». Это такая трагедия была! Но потом она меня поставила на пару песен запевалой, и я успокоилась. А за Фастовской я переходила из одного культурного учреждения в другое — куда она, туда и я. Так добрались до Дворца строителей, где была театральная студия. Там все было «без дураков». Руководитель Арнольд Иванович Андреев очень серьезно относился к работе, был интересным режиссером. Весь костяк студии так или иначе связал свою жизнь с театром.

По окончании школы Татьяна поехала поступать в театральное училище в Москву.

— У меня была мечта учиться в МХАТовской школе. Студийцы, которые были старше меня, уже поступили в ГИТИС, в Щукинское. В школу-студию МХАТ никто не пошел. А я, насмотревшись спектаклей по телевизору, хотела только туда.

В том, что Татьяна, пройдя все творческие туры, поступит, не было сомнений ни у педагогов, которые набирали будущих студентов, ни у абитуриентов, которые поступали вместе с ней. Однако ей не повезло. Помешала так называемая разнарядка, когда набирали в вузы определенное количество студентов из республик Советского Союза.

Конечно, это было ударом для Татьяны. Но она не стала оплакивать судьбу, встряхнулась, подала документы в Ярославское театральное училище и легко поступила туда. Уже с первых курсов играла в массовках в Ярославском драматическом театре им. Волкова и на съемках фильмов, нередко проходивших в Ярославле.

С присущей ей решительностью на третьем курсе Татьяна, взяв в разгар сессии в училище отпуск на три дня, съездила в Череповец и вышла замуж. Николай Макаров, инженер-энергетик, выпускник Военно-морской академии, тогда работал на череповецкой ТЭЦ-ПВС. Познакомились они как раз после того, как Татьяна вернулась из Москвы в растрепанных чувствах.

После четвертого курса Татьяне предложили распределение в театр имени Волкова, но ей пришлось отказаться, она уходила в декретный отпуск. Затем родился старший сын Андрей.

— В 80-е годы отделом культуры у нас в городе заведовала Мария Ивановна Кувайкова. Она мне сказала, когда я еще училась на третьем курсе: «Танечка, когда вы закончите, у нас в городе уже будет музыкально-драматический театр, вы и будете одной из первых актрис этого театра». Вернулась я в Череповец, а театра как не было, так и нет. И такая тоска меня брала! Я с ребенком, а тут кругом какие-то праздники устраивают, кто-то все это режиссирует. «Эх, я бы столько могла сделать!» — думала я.

Вечерами Татьяна занималась сценической речью с актерами народного театра Равика Смирнова, была помощником режиссера. Но тут подоспел второй сын Илья. После второго декретного отпуска вернулась в ДКМ и очень скоро сделала карьеру, стала заведующей культурно-массового отдела, потом заместителем директора ДКМ и наконец художественным руководителем дворца. Но мысль о создании своего театра не покидала ее. Работая в конце 90-х в ДК «Аммофос», Макарова познакомилась еще с несколькими профессиональными актерами. Так зародилась труппа нынешнего Камерного театра.

Сейчас, отмечая свой юбилей, Татьяна Геннадьевна с гордостью может сказать: «Я добилась всего, чего хотела». Камерный театр, который когда-то был действительно камерным, в последнее десятилетие превратился в полновесный драматический театр, спектакли которого постоянно собирают зрительские залы. И если для нас, зрителей, театр — храм искусства, то для Татьяны Макаровой он родной дом.

Татьяна Васнецова