Череповчан научат любить общественный транспорт

Стратегия развития транспорта в Череповце.

На минувшей неделе мэр города Юрий Кузин заявил, что в планах муниципалитета сделать общественный транспорт не только привлекательным, но и любимым горожанами. Как добиться столь высокой цели? У муниципалитета разработана стратегия.

Электроника в помощь транспортникам

Ни для кого не секрет, что количество личного транспорта в городе нынче таково, что существующие дороги явно не справляются. Отсюда заторы и пробки. Выходом могла бы стать популяризация общественного транспорта, перевозящего разом десятки пассажиров, а не одного-единственного автолюбителя. Однако население на призывы властей добровольно пересесть на автобусы и трамваи реагирует не слишком охотно. Спрашивается, почему?

Причин, как посчитали череповецкие чиновники, несколько. Во-первых, туманный график. Пассажир, выходя на остановку, никогда не знает, сколько придется ждать — полминуты или полчаса.

Чтобы избежать таких задержек пассажиропотока и не дарить клиентов таксомоторным предприятиям, город начал закупать оборудование для контроля за движением автобусов на маршрутах. Вскоре диспетчеры смогут одновременно отслеживать ситуацию со всем общественным транспортом, вышедшим на маршрут: кто по графику движется, кто правила нарушает, кто сломался. Для этого создается единая городская диспетчерская служба. Уже приобретено бортовое оборудование на автобусы МУП «Автоколонна № 1456» в количестве 150 единиц.

Следующий этап — закупка программного обеспечения и ввод справочников, расписаний, маршрутов. В первом квартале 2014 г. единая диспетчерская будет обкатана на автобусах автоколонны. К концу следующего года в рамках городской единой диспетчерской планируется собрать всех перевозчиков города.

Что это даст пассажирам? По словам Юрия Кузина, на остановках появятся электронные табло, на которых будет высвечиваться, через сколько минут прибудет тот или иной автобус. Также для пассажиров планируется и установка новых автобусных павильонов. Ни для кого не секрет, что на многих остановках сейчас приходится ждать автобусов под открытым небом либо в таких стенах, на которые без слез не взглянешь. Городские власти решили: у каждого объекта должен быть хозяин, в том числе и у автобусного павильона. А потому новые павильоны будут трех типов: с кабинками для размещения терминалов, с киосками розничной торговли и простые — со скамейками. Соответственно, предприниматели, владельцы коммерческих объектов, будут назначены ответственными в том числе и за содержание остановочных павильонов. И лишь обслуживание остановок, не охваченных торговлей, ляжет на плечи муниципального коммунального предприятия.

Как заплатишь, так и поедешь

Естественно, никакие современные остановочные комплексы не компенсируют дискомфорт от поездки в старом автобусе. А вот как раз с этим ситуация в Череповце достаточно сложная. Парк главного автобусного предприятия Череповца, автоколонны № 1456, состоящий из двух сотен машин, изношен на 80 %. Каждый пятый автобус старше 15 лет, каждый четвертый — старше 10 лет.

В прошлом году, несмотря на потерю субсидирования из областного бюджета, автоколонна изыскала возможности для приобретения трех новых автобусов и одного автомобиля ГАЗ, восемь старых автобусов было модернизировано.

На данный момент автоколонной № 1456 совместно с мэрией разработана программа обновления автобусного парка. Уже в четвертом квартале нынешнего года на линию выйдут 10 новых автобусов МАЗ, закупленных на муниципальные деньги.

Но на машинах должен кто-то работать! Сегодня мало желающих выходить на столь нервные должности с невысокой зарплатой.

— Уровень зарплаты не тайна, — сообщила «Голосу...» зам. директора предприятия Светлана Серякова. — Кондукторы получают по 14 — 15 тысяч рублей в месяц, водители — 27 — 29 тысяч. На сегодняшний день автоколонне для нормального функционирования не хватает 27 водителей и 42 кондукторов.

Движение без нарушений

По словам мэра города, парк автоколонны в ближайшее время планируется обновить полностью. Правда, для этого нужно, чтобы люди на автобусах ездили с желанием, а водители не имели нареканий.

— Призываю граждан, — обратился к череповчанам Юрий Кузин, — информировать и транспортный отдел, и транспортные организации города, и меня лично в случае каких-либо проблем на общественном транспорте: нарушается ритмичность движения тех или иных маршрутов, автобус неисправен, водитель курит в кабине, кондуктор грубит и так далее. Ни одно из замечаний не останется без внимания.

Стоит отметить, что и на предприятии работу водителей постоянно оценивают: проводят еженедельные проверки. Естественно, реагируют и на обращения граждан. Главное — жалуясь, не забывать сообщать государственный и бортовой номер автобуса или хотя бы номер маршрута и время его прибытия на остановку.

Отзывы горожан готовы принимать ежедневно по телефону отдела эксплуатации +7 (23-28-59) и отдела по безопасности движения автоколонны № 1456 (21-58-59).

— Если говорить о работе наших сотрудников, то чаще всего нам жалуются на то, что водители не заезжают в карманы, — говорит зам. директора по эксплуатации МУП «Автоколонна № 1456» Ирина Зверева. — Мы реагируем: проводим инструктаж, наказываем. Много жалоб бывает, если тот или иной автобус задерживается. Хотя у нас самый большой интервал, помимо 17-го маршрута, 15 минут. Но бывают внештатные ситуации: поломки, пробки на дорогах...

Как говорят транспортники, они и рады бы были избежать таких проблем и не выслушивать нарекания, но и состояние автобусов и нехватка кадров не позволяют этого сделать. В мэрию внесено множество предложений по оптимизации расходов, модернизации работы предприятия. Чиновники прислушались, составили план действий и уже начали его внедрять.

Наталья Демченко