Сугробы как камень преткновения

Несмотря на то что зима в этом году запоздала, дорожные предприятия города оказались к ней не готовы: за неделю на Череповец обрушилась месячная норма осадков.

Тема снежных завалов на дорогах, тротуарах и во дворах на сегодняшний день главная не только в автомобильных пробках и на кухнях, но и в кабинетах мэрии.

Как есть и как должно быть

Несоблюдение условий контрактов и требований ГОСТа — именно так характеризовали работу дорожных предприятий города в начале прошлой недели представители местной власти. И все же решено было дать дорожникам шанс на исправление, а заодно и проконтролировать, как они используют этот шанс. Чуть ли не ежедневно руководители города выезжали в рейды, чтобы проверить, становится ли Череповец чище. В течение недели дорожники из разряда двоечников были повышены до хорошистов. Естественно, приложили немало усилий, чтобы соответствовать нормам и стандартам. Какие нормы?

— Главное требование к зимней дороге: она должна быть нескользкой. Для этого, получив прогноз погоды о понижении температуры или снегопаде, дорожники должны заблаговременно обработать проезжую часть специальным составом. По окончании снегопада белая масса должна быть убрана с дорог, по которым движется общественный транспорт, в течение пяти часов, с остальных — в течение шести часов.

— После этого дорожники начинают формировать снежные валы. Именно валы, а не кучи и пирамиды! При этом не допускается сужать проезжую часть более чем на 1 метр с обеих сторон дороги. Это по нормативам. Специалисты ДЖКХ, которые контролируют выполнение зимних дорожных работ, предъявляют к дорожникам еще более жесткие требования.

— Все зависит от типа дороги, на которой производится уборка, — говорит начальник отдела по эксплуатации территорий ДЖКХ Светлана Баронова. — Представьте себе узкую улочку с односторонним движением, которую сузили на 2 метра. Естественно, это будет создавать серьезные помехи для движения транспорта!

— Не допускаются валы, сформированные ближе чем на 5 метров к перекресткам, на 20 метров — к автобусным остановкам, на участках с транспортными ограждениями, на тротуарах.

Убрать валы необходимо в течение трех суток с дорог, по которым ходят автобусы, и в течение шести суток — с прочих. При этом с улиц, покрытых асфальтом, снег вывозят, а вот с грунтовых он просто сметается.

— Что касается пешеходных зон, то к ним в процессе уборки от снега предъявляются следующие требования ГОСТа: тротуары должны быть вычищены в течение двух часов после окончания снегопада, при этом на них допускается накат. А вот остановки необходимо вычищать до асфальта, при этом должен быть виден бордюрный камень. Те же критерии предъявляются и к выходам на пешеходные переходы.

Так в чем проблема?

И все же уровень зимней уборки Череповца не хуже, чем в других городах. Конечно, не стоит нас равнять со столицами: там бюджеты больше, дотации выше, а у нас, как известно, денег на все не хватает.

— По большому счету, менять ничего не надо, — говорит и. о. начальника ДЖКХ Сергей Васюнов. — Условия контрактов у нас нормальные, и подрядчики прилагают к их выполнению все усилия. Нужно лишь обновить парк: техника должна быть более современной, и ее, естественно, должно быть больше.

Казалось бы, что проще: заработал — купил новые машины — зарабатывай на них дальше. Но не все так просто.

— Нет четкого понимания, что нас ждет в будущем, — говорит руководитель одного из дорожных предприятий Виктор Комиссаров. — Не известно, сможем ли мы выиграть право на заключение следующего контракта по уборке. Капитального строительства дорог в городе на следующий год не предполагается, а значит, и мы не сможем заработать. Без перспективы получать доход на ремонтах мы не можем вкладывать деньги в дополнительное техническое обеспечение.

Между тем парк изношен до такой степени, что 50 % машин ломаются после каждой уборки. Так вот и трудятся наши дорожники: ночью город чистят, днем ремонтируются, в следующую ночь выезжают на той же технике. И техника ломается, и людей не хватает. Например, на предприятии, обслуживающем Зашекснинский район, недокомплект дворников 50 %, и это притом, что зарплата немаленькая: от 15 тысяч рублей. Серьезные проблемы есть и с квалифицированными кадрами, которые готовят сами дорожные предприятия: выучат человека, а его конкуренты переманивают. В итоге снова кого-то учить надо, а снег между тем не спрашивает, когда ему выпадать.

Нехватка людей, материальной базы и средств (в ходе аукционов предприятия потеряли от 20 до 40 % оплаты, и некоторые сейчас работают себе в убыток) сказывается прежде всего на качестве работы.

— С юридической точки зрения требования властей по уборке города от снега абсолютно обоснованы, — говорит Виктор Комиссаров. — И мы устраняем свои недоделки в плане требований контракта и ГОСТа: по ширине дорог, качеству очистки бордюров и тротуаров, срокам вывоза снега. Кстати, с последним у нас большая проблема: снегоплавильные пункты могут принять только 66 тысяч кубометров снега за предусмотренные контрактом 6 суток. А что делать, если только в Индустриальном районе разом выпало порядка 170 тысяч?

Все эти моменты, по мнению дорожников, необходимо учесть при составлении следующих контрактов, в которых, кроме прочего, нужно пересмотреть и финансовый подход. Сейчас средства на уборку города от снега делятся равными долями на все зимние для наших широт месяцы. То есть в ноябре, когда снег еще не выпал, дорожники получили деньги ни за что, а вот уже в декабре они понесли убытки.

— Чем больше снега, тем больше расходов, — поясняет Виктор Комиссаров. — Если не справляемся — штрафуют. То есть чем больше выпадает снега, тем меньше денег мы получаем. Мы будем требовать предоставления смет, чтобы знать, сколько мы должны вывезти.

Конечно, город может сегодня отказаться от услуг своих таких «проблемных» предприятий. Но где гарантия, что иногородние дорожники согласятся работать за те же деньги и на тех же условиях? Кроме того, с привлечением предприятий из других регионов мы теряем рабочие места и бюджетные средства в виде налогов.

А что во дворах?

По адресам череповчан, прозвучавшим в жалобах, которые поступали на всевозможные «горячие линии», в конце недели отправилась межведомственная комиссия во главе с Юрием Кузиным. Руководители дорожных предприятий, управлений мэрии, управляющих компаний побывали в таких местах, где давно не ступала нога властей: во дворах Северного района, на улицах Леднева и Олимпийской, на загруженных транспортом придомовых территориях за Шексной. Как ни странно, большинство дворов оказались вычищенными к приезду ревизоров, во многих работала техника. Но не все так хорошо. Например, во дворе на Леднева, 5, к мэру подошел пенсионер, чтобы показать свой двор — на Леднева, 19. В нем, по всему видно, трактор был давно.

И все же по итогам рейда Юрий Кузин отметил, что дорожные и управляющие компании хорошо поработали в течение недели.

— Замечания есть, но день — два — и их устранят, — заверил журналистов мэр города. — Хотелось бы отметить, что, несмотря на жесткие претензии, дорожные и коммунальные службы оперативно включились в работу. Не хватает дворников, не хватает техники, но ни один из руководителей дорожных предприятий и управляющих компаний не сказал, что не справится. И этот снегопад показал, кто и на что способен.

Между тем заставить хорошо работать трактористов и дворников могут не только представители администрации, но и сами череповчане. Например, на улице Белинского, 39, двор можно назвать показательным с точки зрения качества уборки.

— В процессе утверждения новых тарифов на содержание и ремонт мы сократили количество механизированной уборки, — рассказывает председатель совета дома Екатерина Толоконцева. — Нам предлагалось оплатить 32 выезда трактора во двор за зиму. Но ведь понятно, что такого не будет! Сократили это число в разы, а если потребуется дополнительная уборка, будем доплачивать по итогам месяца либо пустим на эти цели арендные средства. Кроме того, мы поставили условие, что трактор будет работать только в присутствии членов совета дома. В противном случае уборка будет считаться невыполненной. В последний раз тракторист под моим руководством убрал все так, как надо. Работал более часа, тогда как раньше на двор у него уходило 15 минут.

Так что где-где, а на своей территории не нужно искать «надзирателей» в лице властей, надо брать ситуацию в свои руки: нервов меньше, эффект больше.

Наталья Демченко