35media.ru

Здравствуй! Оппа! Новый год

В пятницу в Выставочном зале открылась экспозиция работ одного из самых необычных и оригинальных художников Череповца Сергея Сайгона. Творчески хулиганить художник начал уже с названия — выставка называется «Здравствуй! Оппа! Новый год».

В центре экспозиции кнопка звонка в рамочке. Очень тянет нажать, но музейное правило о том, что экспонаты нельзя трогать руками, никто не отменял. Вглядевшись в картину, понимаешь, что это не просто звонок. А звонок самого доктора Айболита. «Прошу копытами и рогами в дверь не стучать», — гласит надпись под кнопочкой. Подобную просьбу Сайгон наверняка адресует и будущим посетителям своей выставки. Тугодумам без чувства юмора здесь не место. Разве смогут они понять и оценить, зачем Сайгон изобразил мультяшных ведущих канала MTV Бивиса и Баттхеда в русских шапках-ушанках. Или фиолетового снеговика с бананом вместо морковки. В смысле, вместо носа. Или портрет Аленки с одноименной шоколадки, приделанный к телу пластмассовой куклы. О картине «Кастет Малевича» (убойное орудие в черном квад-рате) и говорить нечего. Мэрилин Монро смотрит с каждой пятой работы — на одной она улыбается во весь рот, а приклеенный штангенциркуль изменяет ширину улыбки (2 сантиметра 70 миллиметров). А на другой стене изображение кокетливой Мэрилин в белом платье помещено в советскую картину, где бойцы отдыхают на привале. Эффект получился поразительный.

На выставку попали как старые, так и новые работы художника. Для размещения «Здравствуй! Оппа! Новый год» Сергею Сайгону выделили лишь малый зал. Пространством художник распорядился умело: не только задействовал стены, которые заняли картины и инсталляции, но и поставил стол с экспонатами в середину зала и даже подвесил несколько работ под потолок.

— Основная концепция выставки — Новый год, праздник, зима, — рассказал Сергей журналисту «Речи». — В уходящем году исполняется 25 лет моей творческой деятельности. Когда я готовил экспозицию, об этой дате не думал, но получилось, что выставку вполне можно назвать юбилейной.

Первые шаги в искусстве Сергей Сайгон делал в горбачевские времена, работая художником-оформителем череповецкого горпромторга. Оформлял витрины магазинов, работал с интерьерами. В 90-е годы Сергей Сайгон увлекся массмедиа — работал оператором на телевидении и ведущим собственной музыкальной программы. В нулевые годы пришел успех как к художнику. Работы Сергея Сайгона начали выставляться в главных авангардных залах Москвы, пошли премии и номинации. Сегодня он признанный мастер, чьи работы находятся в музейных хранилищах (в том числе череповецком), а также в частных коллекциях в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Признало Сайгона и местное творческое сообщество, в котором художник выглядит белой вороной. Искусствовед Владимир Татаринов пишет: «Сергей Сайгон — веселый художник, не замороченный философскими проблемами». Спорное утверждение. Своя, своеобразная философия сквозит в любом полотне художника. Но что философ он не замороченный — это верно.

Сергей Виноградов