Что нужно кандидату в режиссеры?

Мнение.

В Череповце ежегодно проходят десятки мероприятий, гостями которых становятся тысячи череповчан. А количество режиссеров, способных профессионально поставить сборный концерт в зале или на площади, ограничивается несколькими фамилиями.

«Речь» задала четырем череповецким режиссерам вопрос: какие качества нужно развивать человеку, мечтающему заниматься постановкой массовых представлений?

Евгений Максимов, художественный руководитель ансамбля «Русский Север», главный режиссер массовых представлений Вологодской области:

— Нужда в режиссерах массовых мероприятий остро чувствуется в Череповце и Вологде, как и в большинстве регионов России. Так что, думаю, без работы выпускники не останутся. Главное для этой профессии — организационные способности. Если их нет, никакие знания и творческие таланты не помогут. Способность объединять в одном спектакле сотни артистов и делать гигантские постановки на стадионах — это ведь тоже дар. Еще важны кругозор, собственный взгляд на вещи и почерк, общая эрудиция и образованность. И знаете, что еще? Режиссеру всегда легче работать, когда есть базовый коллектив, на который он может опереться и вокруг которого может построить действо.

Надежда Машкина, лауреат Государственной премии Вологодской области прошлого года за программу «Песни Победы», поставленную к Дню Победы:

— Что нужно для того, чтобы стать режиссером массовых представлений? Во-первых, учиться этому. Я на днях вернулась из Москвы со всероссийского семинара-практикума, и там констатировали упадок качества представлений. Бытует мнение, что для массового праздника достаточно трех артистов и фейерверка. Также на семинаре говорилось о том, что настоящее массовое представление сохранилось только в провинции. В столицах властвуют новые технологии, большие экраны и спецэффекты, а в глубинке по старинке работают люди. Я считаю, что массовое представление должно не только развлекать, а что-то давать зрителю, чему-то учить, будить какие-то мысли в голове. В этом смысле мне нравится идея праздника «Алые паруса», который ежегодно организуют в Санкт-Петербурге для выпускников.

Галина Щенникова, режиссер ГДК «Аммофос», помимо прочего поставила День города на Советском проспекте:

— Главное — желание самого человека заниматься этим. Будет желание, появятся и знания, и культурная база, и умение режиссировать многонаселенные постановки. К тому же, если человек мечтает о режиссуре массовых праздников, значит, он уже думал на эту тему и у него появились идеи, которые он пока не может выразить.

Юрий Цепелев, художественный руководитель народного ансамбля, многократно выступал режиссером концертов к Дню Победы, поставил праздник, посвященный 200-летию Отечественной войны:

— Важно, чтобы, бесспорно, хорошая инициатива ЧГУ не превратилась в получение диплома. Считаю, что для этой специальности необходим профессиональный куратор, который бы обладал соответствующим образованием и опытом работы режиссером и преподавателем. Желательно, чтобы среди преподавателей были иногородние специалисты, из столичных вузов, которые не давали бы нам вариться в собственном соку. Мы, практики, готовы помочь и поучаствовать, но систематически заниматься курсом не можем. Что касается абитуриентов... Им, как мне кажется, желательно иметь опыт работы в художественных коллективах, чтобы человек хотя бы в общих чертах понимал, что такое массовый праздник. Нескольким артистам своего ансамбля посоветую поступить в ЧГУ.

Сергей Виноградов