35media.ru

Секреты коммунального счастья от руководителей товарищества собственников и упра

Коммунальная тема продолжает оставаться самой острой.

Она плохо осваивается как собственниками жилья, так и управляющими компаниями. А законодательные нововведения в этой области, как показывает практика, только усугубляют положение. И, казалось бы, договориться собственники жилья и управляющие домами никогда не смогут, хотя и живут в одной коммунальной реальности. Однако среди домоуправов сегодня есть люди, которые знают, как сделать коммунальную действительность более радостной. Чтобы понять, что и как нужно менять в ЖКХ Череповца, мы решили пообщаться с председателем одного из ТСЖ Александрой Нестеровой и исполнительным директором одной некрупной УК Череповца Александром Поповым.

Об экономии...

Главный вопрос в «коммуналке» — денежный. Замысловатые квитанции, постоянно меняющиеся правила начисления, должники и необходимость проведения капитальных ремонтов за свой счет — вот главные составляющие финансовых проблем коммунальной жизни. Какое лекарство от недофинансирования прописала, например, своему дому председатель ТСЖ дома № 42 на улице Беляева?

— У нас небольшой штат сотрудников, — рассказывает Александра Нестерова. — Дворник, бухгалтер, электрик и сантехник в одном лице плюс я, председатель. У всех зарплата 4 000 — 5 000 рублей, воровать некому — все на виду. В итоге, собирая с дома по 32 000 рублей в месяц на содержание и ремонт (тариф у нас — 15 р./кв. м), за два года, что я являюсь председателем, мы заменили все прохудившиеся коммуникации, установили датчики движения в подъездах и автоматическую регулировку температуры теплоносителя, что позволяет экономить ресурсы. Кроме того, отремонтировали мусоропроводы, благоустроили территорию, установив заборчики у подъездов.

По словам Александры Владимировны, в коммунальном деле главное — видеть на перспективу. Вложили часть средств на установку во дворе мусорного бака — теперь платят за вывоз мусора в два раза меньше, чем платили за аренду контейнеров соседнему дому.

Той же точки зрения придерживаются и некоторые управляющие компании.

— У нас сейчас на обслуживании 11 домов, — говорит исполнительный директор одной из УК Александр Попов, — в них наша компания уже вложила порядка 3 млн рублей на приведение зданий и коммуникаций в порядок. Как мы будем возвращать эти деньги? Создаем на каждом доме ремонтный фонд: в течение 36 месяцев жители платят плюсом пять рублей с квадратного метра. Но по квитанциям собственники жилья этого не замечают, потому что новое оборудование существенно экономит ресурсы, а соответственно и деньги, которые тратят жители домов на их оплату. Спустя три года суммы в квитках станут значительно ниже, и тут уже будет чистая экономия.

О степени ответственности...

Главное — понимать, кто и что должен делать. Это утверждение — залог успешной работы в любой сфере. «Коммуналка» не исключение. Если домоуправ берется за свое дело с умом, работает честно — это одна из составляющих беспроблемной жизни всего дома. Одна, но не единственная. Как и в любом взаимодействии, необходимо лояльное отношение к делу всех заинтересованных сторон. И тут как раз возникает серьезное препятствие, которое заключается в привычке наших людей жить по старинке.

— Наш дом изначально был кооперативным, — рассказывает Александра Нестерова, — то есть строился он на деньги будущих жителей, которые, въехав в него, бережно относились ко всему имуществу. За 23 года большая часть владельцев квартир сменилась, и многие новички не понимают, что являются хозяевами не только своих квартир, но и всего, что находится за их пределами: площадок, мусоропроводов, газонов во дворе. Отсюда масса проблем. Приходится постоянно что-то объяснять, организовывать субботники...

И тут, как говорится, один в поле не воин. Председателю ТСЖ нужны соратники — члены правления, а управляющим компаниям (если, конечно, в их планах — долгое и плодотворное сотрудничество с собственниками) — совет дома.

— Это необходимая структура, — говорит о совете дома Александр Попов, — через нее мы получаем обратную связь. Даже простое снятие показаний с общедомовых счетчиков может стать причиной недоразумений. Но в присутствии членов совета процедура становится защищенной от недоверия и претензий со стороны остальных жителей дома. А вот многие крупные УК этой структуры боятся: члены советов домов, как правило, — люди дотошные, задают много вопросов и хотят контролировать любую ситуацию.

О власти...

Одним из главных препятствий в продуктивной работе домоуправы, как, впрочем, и жильцы, называют представителей властных структур. От них, как сказали оба наши собеседника, больше вреда, чем пользы.

— Сплошные проверки: то департамент, то жилинспекция, то еще кто-то, — говорит председатель ТСЖ. — Требований много, а помощи никакой. Вот сейчас обязывают сайт создать. А как это сделать и где взять средства — не сообщают. У нас крыша потекла, которая была отремонтирована еще до моего прихода на пост председателя. Гарантийный срок на произведенные на кровле работы еще не истек, а вот фирму, которая их выполняла, не могу найти. Обратилась в ДЖКХ — ничем не помогли, а между тем именно они проводили конкурс и помогали в найме подрядчика.

— Подход властных структур к работе управляющих компаний очень своеобразный, — резюмирует руководитель УК, — они ориентированы прежде всего на крупные компании: с ними советуются, под них подстраиваются. Например, нам однажды предложили поддержать идею повышения тарифов, то есть отказаться от своего главного конкурентного преимущества. Наблюдается и нежелание войти в ситуацию. Например, штрафуют за мусор, а ведь зачастую людям все равно, в какой контейнер выкидывать отходы. Например, у нас есть небольшой дом на 40 квартир. Взяв его на обслуживание, мы закупили и установили контейнер по числу жителей. Но его облюбовали и жители соседних домов, так как их управляющая компания после появления нашего контейнера отодвинула свою мусорную площадку в неудобное место. В итоге, вывозя мусор ежедневно, мы не справляемся. Установка второго контейнера потребует дополнительных средств от жителей дома. А почему они должны платить за кого-то? Или другой пример: получаем дом на обслуживание, а там одна мусорная площадка на весь двор. Пока обустраиваем свою — опять штрафы. Эти вопросы ведь можно регламентировать.

От редакции.

Нюансов в работе любой коммунальной структуры предостаточно. Обсудить их все на газетной полосе невозможно. Но из разговора с двумя добросовестными домоуправами нам стало понятно главное: надо создать людям условия для честной работы. А для этого необходимо, чтобы власти не вставляли палки в колеса, жители шли навстречу, а законы позволяли сделать по-настоящему экономной экономику отдельных домов.

Наталья Демченко