Какое творение дало 500 процентов прибыли?

В Центральной библиотеке прошли Чечулинские чтения.

Чтения были посвящены не просто книгам, а судьбе книг — не литературы в целом, а отдельно взятых творений. Как оказалась, история одной книги может быть столь же увлекательна, как и история человека, тем более что одно от другого неотделимо.

«И у книг есть своя судьба» — так звучала тема 11-й конференции «Чечулинские чтения». Первое выступление было посвящено энциклопедиям и создавшим их людям. Лидия Муромцева, библиотекарь филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, начала свой доклад с рассказа о Дени Дидро и Жане Лероне Д’Аламбере, основных создателях Великой Французской энциклопедии. Этот труд был признан враждебным алтарю и трону, в связи с чем несколько лет печатался подпольно, однако трагической судьбу ВФЭ назвать трудно.

— 23 тома, по 900 страниц каждый, плюс 12 томов с рисунками и таблицами. Энциклопедия принесла своим создателям 500 % чистой прибыли.

Разумеется, было рассказано и об отечественных создателях энциклопедий — Семене Селивановском, братьях Гранат и многих других.

История техники в изданиях советского периода. Яркий пример — «Очерки истории техники в России с древнейших времен до 60-х годов XIX века». Название кажется скучным, но в книге раскрыто множество любопытных фактов.

— Особенно интересным мне показался период Древней Руси, — говорит Эльвира Исакова, заведующая справочно-библиографическим отделом ЦГБ. — Например, описание токарных станков того времени, водяных мельниц, рассказы о том, как появилась бумага, как добывали нефть в XVIII веке.

Учебное пособие по сольфеджио 1901 года издания было буквально спасено работниками череповецкого училища искусств: пособие, как списанное «по старости», собирались попросту выбросить из библиотеки одного крупного учебного заведения. Вместе с тем за таким пособием кроется история целых народных классов. В конце XIX — начале XX века активно использовались упрощенные пособия по музыкальным дисциплинам, дабы ликвидировать разрыв между классической музыкой, произведениями известных композиторов и вкусами подавляющего большинства населения. Разрыв этот, по свидетельствам современников, был огромен.

Алексей Новиков, доцент кафедры философии ЧГУ, рассказал о книге «Сочинения Барона Брамбеуса» (в составлении и подготовке этого издания 1989 года он принимал участие вместе со своим педагогом В.А.Кошелевым). Барон Брамбеус — в миру Осип-Юлиан Иванович Сенковский жил в XIX веке, был личностью весьма одаренной, не в последнюю очередь — литературно. Занимался изданием журнала «Библиотека для чтения», пытаясь создать идеальный журнал для массового чтения. «Библиотека для чтения» выходила объемом до 35 печатных листов и тиражом до 5 000 экземпляров (для сравнения: тираж пушкинского «Современника» практически не превышал 500 экземпляров). «Сочинения Барона Брамбеуса» полны юмора, не лишены пародийных элементов. Например, в начале герой тяжко раздумывает, что бы сделать со своей жизнью: то ли утопиться, то ли жениться, то ли завести обезьяну, то ли пуститься в путешествие. Выбирает он последнее.

К сожалению, в газетной статье невозможно рассказать обо всех докладах, прозвучавших на конференции (поверьте, интересен был каждый); мы привели лишь малую часть увлекательной информации, занимательных историй.

Еще до череды докладов состоялась церемония вручения премии имени Николая Чечулина «За содействие библиотекам на благо общества» в нескольких номинациях. Прошло награждение победителей викторины «В.В.Верещагин: живописец, солдат, путешественник». Первое место разделили сразу пять участников (Ирина Гейдерова, Наталья Кастусева, Анна Лескова, Ольга Борисова, Любовь Круглова), второе — три (Любовь Войнова, Лидия Будилова, Юлия Груздева), третье место заняла Людмила Павлова. Три человека (Ольга Черепанова, Валентина Горбачева, Ольга Грязева) получили поощрительные награды.

Елена Бжания