35media.ru

Контракт со смертью

Стационарный телефон в квартире стал не нужен, когда владелец этой квартиры умер.

Казалось бы, чего проще: взять справку о смерти и разорвать договор. Человека ведь нет в живых, услуга не нужна. Но на деле все оказалось не так просто.

Светлана Федоровна (имя по просьбе нашей героини изменено) была крайне удивлена тем, что в телефонной компании ей отказали хотя бы в отключении телефона. Кто здесь прав, судите сами. «Мой бывший муж умер в сентябре. В официальном разводе мы были уже четыре года. Да, к однокомнатной квартире я не имею никакого юридического отношения. Но родители мужа живут в другом государстве, на Украине. Приехать в Череповец им трудно: возраст. Поэтому некоторые хлопоты по квартире я взяла на себя. Одна из них — отключение стационарного телефона. Квартира стоит пустая, там никто не живет. Вопрос определения наследников будет решен через полгода. Платить за телефон пусть и небольшую сумму — 175 рублей в месяц за предоставление абонентской линии — я не вижу никакого смысла. За полгода наберется 1 050 рублей. Тоже не очень большие деньги, но почему их должна получить телефонная компания? Я позвонила по справочному телефону (нашла в квитанции), мне посоветовали взять с собой справку о смерти мужа, прийти в абонентский отдел и отказаться от телефона. Что я и сделала. Однако специалист мне в этом отказала. Стала выяснять, кто заключал договор с телефонной компанией. Естественно, муж. К слову, я разыскала этот самый договор и платежку за установку телефона, подписанные им 9 августа 2001 года. За установку тоже деньги немаленькие: 6 630 рублей. В общем, документы оформлены на него, следовательно, как мне объяснили, ему и расторгать договор. А если он умер, то и стороны, с которой можно расторгнуть договор, тоже нет. Хорошо, а кто может быть такой стороной? Как мне пояснили, наследники, например отец, мать, дети. Могут ли они отказаться от стационарной точки сейчас? Нет, не могут. Во-первых, в права наследования они вступят только через полгода. А во-вторых, «вдруг наследники не захотят отказываться от телефона?», резонно заметил специалист абонентского отдела. Да, но за эти полгода неопределенности накопится сумма в 1 050 рублей. Кто должен ее вносить в течение шести месяцев неопределенности, пока законных наследников у квартиры и у телефона нет? «Расторгнуть договор вправе только тот, кто его заключал», — вежливо пояснила специалист отдела. «В таком случае посылайте платежки на кладбище», — вежливо предложила я в ответ, правда, про себя. «Не будете платить — накопится долг», — объяснили мне напоследок. И все же я осталась в недоумении. Почему деньги за услугу, которой никто не будет пользоваться в течение шести месяцев, получит телефонная компания только на том основании, что договор невозможно расторгнуть? Кто прав? И можно ли хотя бы приостановить услугу?«

КТО ЗАКЛЮЧАЛ ДОГОВОР, ТОМУ ЕГО И РАЗРЫВАТЬ.

Мы попросили рассудить этот спор, обратившись в одну из общественных организаций (помощь горожанам в вопросах защиты прав потребителей) и к юристу. Кто же прав: наша героиня в своих попытках риостановить услугу или оператор телефонной компании?

Владимир Шарыпов, директор Региональной общественной организации «Вологодский центр независимой потребительской экспертизы»

Думаю, прав оператор телефонной компании в том, что отказал в приостановке услуги. По сути, горожанка не имеет никакого отношения к этой квартире. Развод оформлен официально и давно. Что касается наследников, то, к сожалению, в течение шести месяцев, которые услуга продолжает оказываться, они не вправе снять стационарный телефон. В законе о связи (статья 44) об этом говорится. Что можно сделать? В принципе, можно написать претензию (в двух экземплярах) с просьбой о приостановке услуги. Приложить к ней копию договора, свидетельство о смерти и отправить письмом — лучше заказным с уведомлением — в адрес оператора связи. Если же за телефон просто не платить, то его через некоторое время отключат (вероятнее всего, передадут другому потребителю). Претензии к наследникам в данном случае выставлены не будут.

Юлия Колотилова, адвокат Череповецкой коллегии адвокатов «Адвокат плюс»

Ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. По общим правилам, установленным Гражданским кодексом РФ, обязательство прекращается со смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Однако в данном случае следует обратиться к статье 45 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, согласно которой договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Оператор связи до истечения установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срока принятия наследства, в состав которого входит телефонизированное помещение, не имеет права распоряжаться соответствующим абонентским номером. При наследовании указанного помещения с наследником заключается договор об оказании услуг связи. Наследник обязан оплатить оператору связи стоимость оказанных услуг связи за период до вступления в права наследования. Срок принятия наследства — в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти гражданина.

Подготовила Татьяна Ковачева