35media.ru

Льготный проездной: за и против

Первые итоги отмены проездных.

22 тысячи льготных проездных билетов на общественный транспорт было продано на октябрь в Череповце, что на 10 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что льготный билет стал дороже на 200 рублей, а его действие перестало распространяться на поездки в район. Что думают череповчане о такой форме социальной поддержки?

Три пункта продаж

Напомним, что весной этого года в области был разработан комплекс экстренных мер для стабилизации экономической ситуации в регионе и сокращению расходов. Одной из них стало уменьшение форм социальной поддержки населения. В частности, решено было отменить льготы (предоставлялись из областного бюджета) для проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте с октября. Но в сентябре власти Череповца заявили: льготные проездные остаются. Правда, их стоимость увеличивается с 300 до 500 рублей, да и действителен такой месячный билет только для проезда по территории города. Сократилось и число пунктов продажи проездных. Теперь купить билет можно с 15-го по 5-е число каждого месяца в кассах автовокзала и специализированных пунктах: в торговом центре на ул. Наседкина, 10, и на ул. Олимпийской, 25.

«Если будет выгодно — куплю»

Череповчанка Любовь Кроль решила серьезно подойти к решению: приобретать или нет проездной билет. Сейчас она ездит по городу за свой счет, а все талончики бережно хранит. В конце месяца собирается подвести баланс и тогда подсчитает, окупится ли приобретение льготного проездного. За 17 дней октября женщина потратила 368 рублей. Через две недели она сделает окончательный вывод.

— Я всегда покупала проездные за 300 рублей, — рассказывает пенсионерка Любовь Кроль, — так как это было однозначно выгодно. Решение областных властей об их отмене восприняла негативно. Многие считают, что пенсионеры катаются на общественном транспорте ради собственного удовольствия. Это не так. Поясню на примере. Моя пенсия составляет 8 000 рублей. Как вы понимаете, на эти деньги очень сложно жить. Магазин рядом с моим домом дорогой, поэтому приходится много ездить на трамваях и автобусах в другие, более дешевые торговые точки, искать доступные продукты и таким образом экономить существенные деньги. Так поступают и другие пожилые череповчане. С отменой 300-рублевого проездного наша жизнь стала дороже. Добавлю, что я часто навещаю детей. Согласитесь, это тоже необходимо.

Любовь Александровна считает, что мэрия правильно поступила, вернув льготный проездной. Во всяком случае у людей есть выбор: платить за каждую поездку или приобретать месячный проездной.

«Хорошо, хоть город нам помог»

Пенсионерка Татьяна Рубаева, входящая в состав совета ветеранов завода силикатного кирпича, отнеслась к известию об отмене льготных проездных отрицательно. Однако решила действовать и даже записалась на прием к председателю Законодательного собрания Вологодской области Георгию Шевцову.

— Он внимательно выслушал, спросил, какая у меня пенсия. Я сказала, что 9 270 рублей, и отмена проездных — это брешь в моем бюджете. Часто навещаю двух внучек, одна их которых живет в Индустриальном районе, а другая — в Зашекснинском. Езжу по городу по общественным делам, в поисках дешевых продуктов. К тому же хочется просто прокатиться, посмотреть, как хорошеет Череповец. У пенсионеров не так много развлечений.

И таких обращений пенсионеров, ветеранов и других категорий льготников в разные инстанции, можно предположить, было немало. И народ был услышан.

— Жаль, что проездные стоят дороже на 200 рублей. Но лучше так, чем вообще никак. Тем более что мне это выгодно, так как, по моим подсчетам, в месяц я трачу на проезд более 1 000 рублей. Поэтому, как только билеты начали продавать, я сразу же пошла и купила. Знаю, что многим пенсионерам не нравится, что действие проездного ограничено только пределами города. Но у меня дачи нет, и я довольна. Особенно радует то, что власти пошли навстречу льготникам.

«С таким проездным я лишился работы»

Николай Саблин живет в поселке Шухободь Череповецкого района. Для него отмена льготных проездных оказалась страшным ударом.

— Моя пенсия составляет 5 300 рублей. Сами понимаете, что она не позволяет вести относительно достойный образ жизни. В Шухободи никакой работы нет, поэтому несколько лет назад я устроился в череповецкую школу: мел двор, сантехнику ремонтировал. Получал 6 000 рублей. 300 рублей платил за льготный проездной. Чистый доход составлял 5 700. Конечно, это была небольшая прибавка для моего бюджета, но она позволяла мне сводить концы с концами. Как только отменили льготные проездные, пришлось уволиться. Посчитайте сами. В месяце 20 рабочих дней, поездка в Череповец и обратно обходится в 120 рублей. Добавьте к этой сумме 32 рубля на проезд по городу. В итоге получается 3 040 рублей в месяц. Какой смысл работать за три тысячи? Льготный проездной покупать не имеет смысла, так как он не действует в пригородном сообщении. Отмечу еще один момент. Раньше мог покупать продукты в Череповце, а сейчас лишен такой возможности. В Шухободи все стоит очень дорого. Например, килограмм сахарного песка — более 40 рублей, а в городе — около 30. Так что я стал еще беднее. Как дальше жить, совершенно непонятно. Со мной согласны и многие другие пенсионеры Шухободи, которые тоже работали в городе, покупали в Череповце недорогие продукты. Сейчас ведется сбор подписей под требованием о возврате льготных проездных по району, но я не знаю, прислушаются ли к мнению жителей.

«Льготы на проезд мне не нужны»

Ивана Дмитриевича я встретил на автобусной остановке. Он отсчитывал деньги для оплаты проезда.

— Почему вы не пользуетесь проездным? — поинтересовался у череповчанина.

— Мне это невыгодно. Я мало езжу, так как рядом с домом есть недорогой продовольственный магазин. Поликлиника тоже рядом. А что еще пенсионеру надо? Поэтому в месяц укладывался примерно рублей в 350. Когда проездной стоил 300 рублей, я его брал — это позволяло немного сэкономить. Сейчас же экономия потеряла смысл. Конечно, на первый взгляд может показаться, что 150 рублей не слишком большая разница в стоимости проездного и моих трат на поездки. Но на эту сумму, например, можно купить пять килограммов риса. Учитывая, что моя пенсия составляет 9 000 рублей, это не так уж и плохо. Да и не стоило отменять поездки по району по проездному. У меня в районе живет друг. Ему часто проходится ездить в город, так как местная медицина не всегда может оказать ему помощь. Отмена проездных его изрядно подкосила. Жалко и пенсионеров, у которых есть дачи. Как они будут добираться до них будущей весной? Видимо, кому-то придется дачи продавать, а ведь это единственная возможность для пожилых людей побыть на природе.

Клим Снегов