«Учитель года» стал встряской

Участница Всероссийского состязания педагогов — о его «плюсах» и «минусах».

На прошлой неделе завершился Всероссийский конкурс «Учитель года-2012». Своими впечатлениями о нем поделилась учитель биологии школы № 10 Альмира Бабушкина, представлявшая Вологодскую область, но, к сожалению, не вошедшая в список победителей.

Ради процесса

— На победу я не нацеливалась изначально, участвовала ради процесса. Кроме того, я всегда негативно относилась к этому конкурсу. Есть две категории учителей: учитель-солнце, который блистает на сцене, и учитель-луна, который сияет отраженным светом своих учеников. Я — учитель-луна, и никто не сомневается в моем профессионализме. Многие из знакомых учителей, уже побывавших на этом конкурсе, отговаривали от участия в нем, но я не жалею. Я поняла, что работаю правильно, хорошо делаю то, что должен делать учитель, — учу детей.

Минусы организации

— Главное в подобных конкурсах — это педагогическое общение, обмен опытом. Когда проходил городской «Учитель года», мы были разбиты на группы по десять человек и могли посещать уроки друг друга. Всероссийский конкурс организован таким образом, что мы не видели работу своих коллег. Даже учитель, с классом которого я проводила урок, не мог присутствовать на нем. У многих это вызвало негативный отклик, говорили, что конкурс непрозрачный, ведь мы не знаем, как выступил твой коллега, почему он попал в финалисты, а ты — нет. Но если конкурс заявляется как форум мастерства, то мы должны к этому мастерству прикоснуться. С этой точки зрения на городском конкурсе я научилась гораздо большему. Кроме того, темы бесед с учениками нам предоставили только на конкурсе. Это противоречит моему представлению, я должна прийти к детям, зная, что надо сказать, владея фактами, цифрами. Впрочем, и такая форма может быть достаточно интересной, своего рода экспромтом.

Позитивные моменты

— С другой стороны, мы общались друг с другом после конкурсных заданий. В моей группе были учителя из Ленинградской области, Магадана, Якутии, Великого Новгорода, Краснодарского края — мы не только соревновались друг с другом, но и выполняли сообща творческие задания. Кроме того, запомнились встречи с липчанами — их искреннее простодушие, человеческое участие. Конкурс останется восклицательным знаком в моей жизни, это оживило меня как учителя, подобные встряски полезны. Когда я участвовала в областном конкурсе «Учитель года», моя тема для дискуссии звучала так: «Процесс или результат». Могут сказать, что смысл этого конкурса — именно в процессе. Конечно, было бы приятно попасть в число финалистов, но если человек выходит на соревнование с внутренним ощущением, что ему есть что сказать, — внешняя оценка уже не столь важна.

Планы

— Хочу научиться водить машину, заняться своими детьми: они хоть и взрослые, но тоже требуют маминого участия. Поработать в школе в радость, в свое удовольствие, нагнать с детьми то, что я пропустила. И, конечно, продолжить заниматься с одаренными детьми или теми, кто может стать одаренным, попав в мои руки.

Марина Белая