35media.ru

Какой состав — такой и продукт

Вопрос-ответ.

Готовила праздничный стол, закупала продукты. Муж сказал, мол, на цену не обращай внимания, бери самое лучшее. В одном из крупных магазинов приобрела дорогие колбасу, сыр, икру, ряд деликатесов. Мне казалось, что я сделала неплохой выбор, а подруга подвергла резкой критике многие мои «приобретения», заметив, что прежде всего нужно обращать внимание не на красочную упаковку, а на состав. А потом зачитала мне длинный состав, к примеру, понравившейся мне колбасы. Права ли моя подруга? И какую информацию содержит в себе состав продукта?

Марина Васильевна

Отвечают специалисты сектора стандартизации ФБУ «Череповецкий ЦСМ»:

В наше время приходится смириться с мыслью о том, что не всегда высокая цена свидетельствует о высоком или хотя бы надлежащем качестве приобретаемого товара. Ведь потребителю часто приходится переплачивать за рекламу, красочную упаковку, бренд, имя производителя, дорогостоящие компоненты и др. Поэтому с мнением вашей подруги стоит согласиться и прежде всего обращать внимание не на красивые уловки производителя, а как минимум на маркировку приобретаемого товара. Ведь согласно Федеральному закону от 07.02.1992 года № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (в отдельных случаях — продавец), обязан, под-черкнем, своевременно предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Общие требования к содержанию информации для потребителя приведены в национальном стандарте ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Что касается маркировки пищевых продуктов, то здесь особое внимание следует уделить сведениям о составе продукта. Для всех пищевых продуктов требуется указывать перечень ингредиентов. Перед спис-ком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». В том случае, когда массовая доля составного ингредиента менее 2 %, допускается не перечислять ингредиенты, входящие в его состав, за исключением пищевых добавок, биологически активных добавок и веществ, полученных из (или с использованием) генно-модифицированных организмов (ГМО).

Обязательно должна быть приведена информация о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из ГМО, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из ГМО. Информацию указывают в тех случаях, когда их содержание в продукте более 0,9 %.

При указании пищевых добавок в составе продукта производитель должен привести групповое наименование пищевой добавки (загуститель, кислоты, консерванты, красители, эмульгаторы, усилители вкуса и запаха и т. д.), а затем указать ее индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (E) или само название пищевой добавки. Для ароматизаторов должно быть указано: «натуральный», «идентичный натуральному» или «искусственный» — в зависимости от того, какими они являются.

Кроме состава продукта, не менее важна информация о дате изготовления и сроках годности. Ведь здесь речь идет уже не только о качестве приобретаемого товара, но и его безопасности. Дату изготовления и дату упаковывания наносят в виде двухзначных чисел, обозначающих число, месяц и год (например, 25.09.12), или отметок против чисел на кромках этикеток. Или дают ссылку, где она указана. Для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, в дате изготовления и дате упаковывания дополнительно указывают время изготовления — час (например, 13 ч 25.09.12). Срок годности исчисляется с даты изготовления и устанавливается изготовителем с указанием условий хранения. Для отдельных видов продуктов изготовитель вправе указывать срок хранения, то есть период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свои свойства.

Выполнение требований, которые предусмотрены действующим законодательством РФ, является обязанностью изготовителя и продавцов продукции, а всем нашим потребителям хотелось бы напомнить известную русскую пословицу: «Не все то золото, что блестит».

Подготовила Татьяна Ковачева