35media.ru

Первоклассники без двоек

С какими сложностями столкнулись родители и педагоги при отмене балльного оценивания первоклассников?

1 сентября исполнился ровно год, как в начальных школах страны отменили оценки для первоклассников. По мнению психологов, так вчерашним выпускникам детских садов легче адаптироваться к школьному процессу. А что показывает практика?

Отмена балльной системы оценивания знаний учеников — идея не новая, многие школы работают по этому принципу уже несколько лет. Но официально эта норма введена (Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29 декабря 2010 года) для всех общеобразовательных учреждений только с 1 сентября 2011 года. Теперь в тетрадях учеников первых классов и в журналах их педагогов больше нет двоек и пятерок, первоклашки могут не бояться, что дома будут ругать за плохую отметку, а школьные товарищи станут дразнить двоечником. Домашних заданий в первом классе тоже не дают. Вместе с тем не вполне понятно, как именно осуществляется родительский контроль знаний учащихся. Насколько было проще родителям узнавать об успеваемости ребенка через такой канал общения с педагогом, как ученическая тетрадь. Сейчас некоторые учителя по собственной инициативе рисуют в тетрадях первоклассников звездочки и улыбающиеся рожицы — для того, чтобы переход к балльной системе оценки знаний во втором классе прошел легче. Другие же уверены, что ребенку нужно дать понять: отметка — не самоцель, куда важнее сам процесс получения знаний. Пока рано говорить о результатах нововведения, но можно узнать, с какими сложностями столкнулись родители и преподаватели первоклассников в прошлом учебном году.

Ольга Абдурагимова, череповчанка, мама второклассницы

Не могу однозначно оценить результаты этого эксперимента для моего ребенка. Да, теперь школьник лишен опасности испытать стресс из-за плохой оценки. Но с другой стороны, если он не подготовился к уроку, почему нельзя ставить ему двойку — ведь ребенок заслужил? А мы, родители, теперь почти ничего не знаем об успеваемости наших первоклассников: один раз в полугодие школа проводит проверочную работу, а в промежутках между контрольными мы можем узнать, насколько хорошо ребенок справляется с программой, только поговорив с преподавателем один на один или на родительском собрании. Да и нам самим сложно привыкнуть к звездочкам и смайликам в тетради. Спрашивала дочку, хотелось ли ей получить звездочку за хорошо выполненное задание, но не увидела в ее глазах энтузиазма. Мне кажется, что отношение к традиционным баллам за успеваемость у ученицы было бы другим. Хотя нельзя всех детей стричь под одну гребенку, то, что подходит для одних, неприемлемо для других.

Яна Цветкова, школьный психолог

Конечно, когда первоклассникам ставили отметки, было проще со всех сторон. Сейчас труд школьников не оценивается так, как хотелось бы родителям. Все-таки родители настроены достаточно консервативно: в первую очередь ребенка, когда он приходит домой из школы, спрашивают, какую оценку он принес. Можно сказать, что и у детей мотивация снижена: с детского сада взрослые их нацеливали на получение отметок, а этого нет. Разумеется, это касается не всех первоклассников — кому-то интересно получить в качестве вознаграждения звездочку. В первую очередь это зависит от настроя родителей, потому что ребенку важно прежде всего их одобрение. С точки зрения учителей, с которыми мне приходилось говорить, такое нововведение однозначно полезно, потому что ребенок учится оценивать сам себя, постепенно привыкает к тому, что учеба в школе мало напоминает игровой процесс в детском саду. Второй положительный момент заключается в том, что на ребенка не ставится своего рода клеймо, он не будет ходить в двоечниках только потому, что для него еще сложно поспевать за школьной программой.

Елена Филатова, учитель начальных классов

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам ученикам первого класса не выставляются оценки. Но учителем ведется постоянный контроль знаний ребенка, составляются листы оценивания, портфолио на каждого первоклассника. Конечно, это огромный объем работы, но она нужна, чтобы и педагоги, и родители имели полное представление об успеваемости ребенка. Полностью избавиться от оценки невозможно, поэтому учителя и рисуют звездочки за хорошо выполненные работы в тетрадях. Ребенку важно, что его старания оценивают, поощряют, ему самому хочется знать, что он все сделал правильно. Родители же, чтобы узнать, как учится их сын или дочь, теперь лично встречаются с педагогом. Родительские собрания мы проводим не раз в четверть, а каждый месяц, к тому же многие папы и мамы ежедневно приводят детей в школу и забирают после уроков. Им проще подойти к учителю и спросить, как первоклассник справляется с учебной программой.

Алена Сеничева