Поездка должна быть безопасной: три уровня контроля за общественным транспортом

Могут ли горожане быть уверены в безопасности общественного транспорта?

10 дней прошло с момента аварии, когда автобус, потеряв управление, на полной скорости врезался в торговый центр «Ямаха». Рабочие ведут разбор крыши здания, чтобы «Сканию» можно было извлечь из разрушенного здания. Водитель автобуса по-прежнему находится в больнице. Главный вопрос, которым задаются горожане: могут ли они быть уверены в безопасности общественного транспорта? Кто проверяет техническую исправность наших автобусов и маршруток?

Тормоза еще раз проверят

Напомним, что вечером 25 августа автобус «Скания» на большой скорости врезался в здание торгового центра на улице Гоголя. Очевидцы говорят, что водитель пытался затормозить, сбавить обороты двигателя, но автобус полностью потерял управление. Техническую составляющую этого ДТП определит эксперт из Вологды (у нас таких специалистов нет). Результаты экспертизы станут известны не раньше чем через месяц.

Автобус «Скания» принадлежит индивидуальному предпринимателю. Несмотря на то что на городских маршрутах транспорт бизнесмена не работает, сразу после случившегося мэр города дал указание провести проверку всего парка общественного транспорта города. На следующий же день специалисты мэрии объехали все четыре предприятия, занимающихся пассажирскими перевозками в Череповце. Речь идет о городском общественном транспорте, который следует по утвержденным маршрутам и расписанию. По данным отдела транспорта мэрии, ежедневно на улицы города выходят чуть более 130 автобусов МУП «Автоколонна № 1456», около 140 частных автобусов («Новотранса» и «Череповецтрансагентства») и 39 трамваев (МУП «Электротранс»).

— К автобусному парку автоколонны № 1456 и «Электротрансу» вопросов у нас не возникло, на двух других предприятиях мы выявили недочеты, которые будут исправлены, — сообщил начальник транспортного отдела мэрии Илья Гребнев. — Мы провели совещание со всеми перевозчиками. Им дано указание в течение недели провести ревизию тормозных систем транспорта, а также систем отключения подачи топлива в двигатель.

К остановке на красный свет

Как пояснил Илья Гребнев, существует три уровня контроля за техническим состоянием общественного транспорта. Во-первых, регулярные проверки проводят специалисты Госавтоинспекции. Несколько раз в год в Череповце проводится профилактическое мероприятие «Автобус».

— Основные нарушения, которые выявляются, — неполадки в работе световых приборов, переоборудование салона (демонтаж или установка сидений), — перечисляет инспектор отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Вячеслав Вдовин. — Бывают единичные случаи, когда выявляем серьезные неисправности, например, в рулевом управлении. Но претензий к техническому состоянию автобусов с каждым годом становится меньше. Снижается и число аварий с участием общественного транспорта. Если за восемь месяцев прошлого года было зафиксировано 36 таких ДТП, в которых пострадало 47 человек, то за тот же период этого года — 17 аварий и 17 пострадавших.

По словам сотрудников ГИБДД, техническое состояние общественного транспорта не вызывает больших нареканий, но поведение водителей по-прежнему небезупречно.

— Мы анализируем аварии с общественным транспортом, учитывая место концентрации ДТП, время суток и день недели, — продолжает Вячеслав Вдовин. — Водители автобусов по-прежнему допускают такие нарушения, как непредоставление преимущества пешеходам или проезд на запрещающий сигнал светофора.

Добавим, что дорожная полиция контролирует общественный транспорт не только во время проведения операции «Автобус». Ежедневно сотрудники ГИБДД проверяют автобусы и трамваи на конечных остановках, осуществляется и линейный контроль экипажами ДПС.

Нарушения сна и документации

Второй федеральный орган, контролирующий пассажирские перевозки, — Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН). Именно в этом ведомстве выдают лицензии перевозчикам и проверяют, соблюдаются ли лицензионные требования, в перечне которых есть и соответствие технического состояния автобусов безопасности дорожного движения. В соответствии с действующим законодательством контролирующие органы могут проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года. Сигналом для внеочередного вмешательства федеральных государственных инспекторов УГАДН является ДТП по вине водителей, в котором пострадали пассажиры.

— С начала этого года мы провели 61 проверку должностных и юридических лиц, занимающихся перевозкой пассажиров, в том числе по шести фактам ДТП, — говорит Ольга Доронина, советник Федеральной службы по надзору в сфере транспорта УГАДН по Вологодской области. — Одно из распространенных замечаний — нарушения режима рабочего времени и времени отдыха водителей. По нормам временной отрезок от одной до второй смены должен составлять не менее 12 часов, а на деле часто тот же водитель, что закончил работу в 21 час, в 5 часов утра следующего дня снова находится за рулем. Во-вторых, не- обеспечение послерейсового медицинского осмотра водителей. Не во всех предприятиях проводятся инструктажи с водительским составом, выявлены также нарушения в ведении путевой документации. Не всегда предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, вообще в курсе, что их транспортное средство попало в аварию.

По результатам проверок череповецким представительством УГАДН было выдано 23 предписания об устранении нарушений, составлено 30 протоколов, которые были рассмотрены в суде. Общая сумма наложенных штрафов составила 75,5 тысячи рублей.

Ну и, наконец, контроль за безопасностью возложен и на собственников. На крупном предприятии-перевозчике есть специалисты, отвечающие за это. В МУП «Автоколонна № 1456» разработана инструкция для водителей, как действовать в случае непредвиденной ситуации на дороге. Ее положения были озвучены на совещании перевозчиков в мэрии. Принято решение, что данный документ возьмут на вооружение и на других предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками. В течение недели с инструкцией должны под подпись ознакомиться все водители череповецких автобусов и трамваев.

Четверть века — не предел

Автобус «Скания», который попал в аварию из-за потери водителем управления, был выпущен в 1984 году. Наше законодательство таково, что каждый желающий заниматься пассажироперевозками на коммерческой основе должен получить соответствующую лицензию. Предприниматель заключает договор на оказание услуг по перевозке, например, с крупными предприятиями.

На сегодняшний день в Череповце действует программа безопасности дорожного движения, согласно которой на городских маршрутах не может эксплуатироваться транспорт старше 25 лет. Каждый год устаревшие автобусы, не отвечающие этому требованию, списываются. А вот для автобусов, используемых для частного извоза, возрастной ценз не действует.

Потерял сознание за рулем

Незадолго до аварии со «Сканией» 25 августа в Череповце зафиксировано еще одно ДТП с общественным транспортом. Утром 20 августа автобус 23-го маршрута двигался по Октябрьскому проспекту. Водитель потерял сознание, автобус пересек несколько полос, разделительный газон, встречку. Остановился, только ударившись о дерево в лесополосе. К счастью, серьезных травм пассажиры, находившиеся в салоне, не получили. Мужчину увезли на скорой помощи в больницу. Оказалось, что у него случился эпилептический припадок. Сотрудники ГИБДД обратились в прокуратуру, чтобы ее специалисты проверили, как мужчина, страдающий серьезным заболеванием, мог получить право на управление транспортным средством. Служебную проверку провели и в автоколонне № 1456.

— Медики в один голос утверждают, что если у человека не было эпилептических припадков раньше, то выявить наличие заболевания при прохождении комиссии на получение водительского удостоверения или ежедневного медицинского осмотра просто невозможно, — говорит Илья Гребнев. — Известно, что медицинскую комиссию этот водитель прошел в ноябре прошлого года. Его признали годным по категориям B, С и D. В декабре прошлого года мужчина получил водительское удостоверение. Вскоре устроился в МУП «Автоколонна № 1456». При устройстве на работу он повторно прошел медкомиссию в одной из поликлиник города. На сегодняшний день водитель отстранен от управления транспортным средством. Его направили на углубленное медицинское обследование, по результатам которого врачи поставят точный диагноз. Тогда и будет решаться: сможет он продолжить работу водителем или будет лишен прав.

Марина Алексеева