35media.ru

Детям знать противопоказано

С 1 сентября вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию».

По замыслу законодателей, юные россияне должны быть избавлены от сцен жестокости и насилия, нецензурной брани, рекламы наркотиков, алкоголя и так далее. В связи с этим телевизионные каналы и печатные СМИ, которые, собственно, и являются распространителями информации, ввели изменения. Они обязаны маркировать свою продукцию, обозначая, для детей какого возраста та предназначена. В частности, на первой странице «ГЧ» появился значок «12+». Нарушителей ждут серьезные санкции, вплоть до лишения лицензии.

Оберегайте и маркируйте

Федеральный закон N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», был подписан президентом в декабре 2010 года, однако вступил в силу лишь с 1 сентября 2012 года. Появление его в России вполне в духе мировой практики. Во многих странах существуют аналогичные правовые акты, цель которых — оградить подрастающее поколение от нежелательной информации. Подчиняться закону обязаны, в частности, все печатные СМИ и телеканалы, причем не только эфирные, но и кабельные, и спутниковые. Под запрет попадает продукция, в которой есть сцены жестокости и насилия, нецензурная брань, побуждение к употреблению наркотиков, алкоголя, азартным играм, оправдание противоправных действий, проституция, бродяжничество, информация порнографического характера. Отдельным пунктом обозначена информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». В законе существует несколько ступеней возрастных ограничений: до 6 лет (отмечается маркировкой (0+), после 6 (6+), после 12 (12+), после 16 (16+) и после 18 (18+). К последней относится информация, полностью противопоказанная детям. С 1 сентября на телеэкране, как уже заметили зрители, появились соответствующие отметки перед началом программы, в ее анонсах в межпрограммном пространстве, а также после окончания каждого рекламного блока в рамках ее показа.

Обязательной маркировке подлежат распространяемые в сетевых и печатных СМИ информационные продукты, имеющие ограничения для читателей категории 12+, 16+ и 18+. Обозначение должно занимать не менее пяти процентов площади экрана. Что же касается печатных СМИ, то маркировка или предупреждающий текст по размеру не должны быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе. Добавим, что маркироваться также должны рекламные объявления, программы передач и афиши.

Запрет на нежелательную информацию на ТВ и радио действует с раннего утра до поздней ночи. Например, побуждать детей к самоубийству нельзя с 4.00 до 23.00 по местному времени, а отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани, запрещено озвучивать с 7.00 до 21.00.

Наказание неизбежно

Контролировать выполнение закона и наказывать за его неисполнение будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Рос-комнадзор). Также этими вопросами будет заниматься экспертный совет при ведомстве. В его составе 33 человека, в частности, руководители крупных медийных холдингов, радиостанций, информагентств. Они должны обсудить и, возможно, избрать еще один так называемый мобильный совет (предположительно в нем будет 15 человек), который, по словам чиновников Роскомнадзора, позволял бы «в процессе правоприменения решать сложные и спорные вопросы». Войти в него должны детские психологи, юристы, специалисты СМИ. Мониторить эфир на предмет нарушений будут экспертные группы Роскомнадзора. Подать в суд или обнаружить нарушение в теле- и радиоэфире, а также в печатных СМИ, могут и обычные граждане. Для этого предусмотрены горячие линии. Правда, жалобы населения станут проходить несколько экспертных оценок. Если нарушение докажут, то СМИ, и, в частности, телеканалы, понесут ответственность согласно Административному кодексу. По данным одного из изданий, за нарушение закона «О защите детей...» телеканал может получить штраф от 10 тысяч до 200 тысяч рублей. Затем следует вынесение предупреждений, а конечная мера за неисполнение закона — аннулирование лицензии.

Закон необходимый, но сырой

Как сообщил нам редактор-координатор Канала 12 Рафиг Исаев, телестанция, не дожидаясь начала действия закона, начала маркировать программы:

— На многих каналах с этой целью даже расширили штатное расписание, но мы решили обойтись собственными силами. Этим у нас занимаются трафик-менеджеры, которые расставляют маркеры, предварительно отобранные редактором для каждой передачи или анонса.

По мнению Рафига Исаева, новый закон достаточно сырой, так как многие моменты прописаны в нем недостаточно четко. В частности, очень трудно понять, что значит та или иная формулировка и по каким критериям оценивать материалы собственного производства.

По мнению начальника управления стратегического развития и продаж рекламы ООО «Единая рекламная служба» Анны Анфилофьевой, необходимо создать специальную службу, которая бы занималась возрастным разграничением фильмов, спектаклей, анонсы которых представляют СМИ. В настоящее время эта функция возложена на разные структуры. Что же касается общественной значимости закона, то Анна Николаевна уверена: он нужен, это позволит людям более четко представлять, что стоит ожидать от того или иного фильма, спектакля и так далее.

Действительно, маркировка должна подсказывать родителям, в какой момент следует увести ребенка от телевизора, перелистнуть не предназначенную для него страницу, а также на какой фильм вообще не стоит идти вместе с детьми.

Какую информацию нельзя распространять среди детей:

— побуждающую к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

— способную вызвать желание употребить наркотики, алкоголь и табачные изделия, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

— обосновывающую или оправдывающую насилие и жестокость либо побуждающую осуществлять насильственные действия;

— отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и другим членам семьи;

— оправдывающую противоправное поведение;

— содержащую нецензурную брань;

— содержащую порнографию.

Запретят «Ну, погоди!»?

В связи с новым законом нешуточный спор разгорелся вокруг любимого несколькими поколениями россиян мультсериала «Ну, погоди!». В частности, несколько дней назад руководитель студии детских и юношеских программ ВГТРК Татьяна Цыварева заметила, что в категорию «18+» попал этот мультфильм.

— Это связано с тем, что в сериале есть сцены, где волк курит. Вырезать в нем мы, конечно, ничего не будем. И у нас только два варианта: либо нарушать закон, либо показывать поздно вечером, — пояснила сотрудница ВГТРК.

Впрочем, вскоре телерадиокомпания опровергла это сообщение. Советник председателя медиахолдинга Виктория Курчер заявила, что решение о переносе времени показа мультфильма еще не принято. А заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов считает, что «Ну, погоди!» не стоит ограничивать по времени показа на телеканалах, так как мультфильм можно отнести к художественной продукции, обладающей культурной ценностью.

Если трактовать закон формально, то очень многие мультипликационные и художественные фильмы, а заодно и литература, могут оказаться под запретом, так как их герои ведут себя неподобающим образом. Колобок попирает семейные ценности, Шапокляк учит плохому, Карлсон призывает к бродяжничеству...

Клим Снегов