35media.ru

Детей защитят от вредной информации

С 1 сентября российские СМИ обязаны учитывать возраст зрителей.

Вступил в силу Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Отныне все СМИ, а также организаторы массовых мероприятий обязаны маркировать свою продукцию с учетом интересов и безопасности детей.

По букве закона

Маркировка ограничений рассчитана на следующие возрастные категории: 0+ (дети любого возраста), 6+ (старше 6 лет) 12+ (старше 12 лет), 16+ (старше 16 лет) и 18+ (старше 18 лет). Маркировке согласно закону подлежат: продукция СМИ, печатная продукция (брошюры, справочники, афиши, книги и т. д.), аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для персональных компьютеров и базы данных, а также информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе и сети Интернет и подвижной радиотелефонной связи).

Это означает, что содержание всех дисков с фильмами, музыкой и играми, кинолент, мультфильмов, газет и журналов, а также концертов, спектаклей и иных массовых мероприятий отныне будет подлежать строгому предварительному изучению на предмет: опасно или нет для детей того или иного возраста. Кто будет решать, какой значок поставить, 16+ или 18+? Закон отвечает конкретно: производитель информационного продукта обязан создать экспертный совет, а в случаев спора с контролирующей организацией (Роскомнадзор) или потребителем свое мнение будет высказывать Федеральный экспертный совет. В случае нарушения этих требований предусмотрены штрафы для юридических и физических лиц до 200 тыс. руб., а также возможен отзыв лицензии.

Что же попало под запрет? В информационных продуктах, рассчитанных для детей до 18 лет, категорически запрещены сведения и изображения, которые побуждают совершать любые действия, представляющие угрозу жизни и здоровью (в том числе самоубийство), а также информация, способная подтолкнуть детей к употреблению наркотических и психотропных веществ, крепкого алкоголя и пива, курению, занятию проституцией, попрошайничеством, азартным играм. Также недопустима информация, оправдывающая и побуждающая совершать насилие и жестокость над людьми и животными, противоправные деяния. Полностью запрещены нецензурная брань, порнография, информация, отрицающая семейные ценности и подталкивающая к занятиям сексом, а также к проявлению неуважения к родителям и другим членам семьи.

Что все это нам даст?

Во-первых, родители могут не бояться, что средь бела дня ребенок включит телевизор и увидит кровь, перестрелки, мордобой и услышит матюги. Для радиостанций и телевидения введено обязательство не ставить в сетку вещания с 7.00 до 21.00 программы и фильмы для детей старше 16 лет. А продукция для лиц старше 18 лет и вовсе будет транслироваться с 23.00 до 4.00. Во-вторых, с газетных развалов и из витрин магазинов исчезнут зазывные обложки журналов с полуголыми девицами и юношами. Да и приобрести такую сомнительную продукцию детям теоретически станет сложнее: они станут продаваться в специальных местах и будут обернуты в непрозрачную упаковку. В-третьих, родители смогут сориентироваться в мире радиостанций и выбрать для прослушивания в автомобиле или дома волну, на которой не будет песен, не предназначенных для детских ушей. Но в любом случае ответственность за то, что смотрит, читает и слушает ребенок, несет прежде всего родитель. Именно эту позицию несколько раз в своих интервью подчеркивал глава Роскомнадзора Александр Жаров: «У средств массовой информации было полтора года для того, чтобы подготовиться к вступлению в силу закона. Выход в свет после 1 сентября 2012 года изданий без маркировки неприемлем. Зачем все это? Ребенок сам не всегда может определять, что он будет смотреть. Родители, мне кажется, обязаны следить за тем, какую „пищу для души“ потребляет их дитя. Очевидно, что закон направлен прежде всего на родителей. Маркировка предназначена для них, и родители должны сами решать, как они ею будут пользоваться. Если на журнале, на сайте в Интернете стоит маркировка 18+, наверное, надо отследить, чтобы ваш ребенок не читал такой журнал, не заходил на этот сайт. Передачи с маркировкой 16+ и 18+ будут в эфире после 21.00 и до 7.00. Дети в это время должны спать. А в детских учреждениях — школах, детсадах, больницах — очевидно, надо выбирать каналы, где не существует предусмотренных законом ограничений. Телевизионные каналы, которые в основном будут показывать передачи с маркировкой 18+, должны быть кодированными, платными, не находиться в свободном доступе». Но поскольку в законе много неясностей по применению, большинство СМИ зашло в тупик. В итоге удалось достигнуть договоренности о том, что весь сентябрь драконовские штрафы массово применяться не будут, на сайте Роскомнадзора будут проводиться онлайн консультации и семинары. При этом замечания юристов и журналистов будут обязательны учтены при внесении поправок в действующий закон.

О «Ну, погоди!», Штирлице и «Тату»

Первым под пристальное внимание общественности попал советский мультфильм «Ну, погоди!». Ведь там Волк курит, дерется, ругается, угоняет строительную технику и портит чужое имущество. Зашла речь о том, что этот мультик попадает в раздел запрещенных по новому закону и увидеть его можно будет по телевизору только после 23.00. Спустя почти двое суток обсуждений в СМИ и Интернете Волк и Заяц были реабилитированы, поскольку в мультике явно порицается курение и дебоширство Волка, а сцены насилия (падения, взрывы и защемление дверями лифта) над неудачливым хулиганом не могут нанести вреда детской психике. Кстати, Роскомнадзор назвал «Ну, погоди!» шедевром советского мультиматографа, и такие ленты в дневном эфире только приветствуются.

Зато под запрет попал фильм об истории и истоках популярности группы «Тату». Телеканал «Культура», запланировавший показ этой документальной ленты в рамках программы «Смотрим. Обсуждаем», отменил передачу. В итоге этот фильм можно будет увидеть после 23.00 на телеканале МТV. Также телеканал НТВ уже заявил о пересмотре сетки своего вещания.

Под нож «цензуры во имя детей» попадут американские мультсериалы «Симпсоны» и «Южный парк». Так, один из кабельных телеканалов уже заявил о готовности вырезать «неправильные вставные сцены», где дети Симпсонов смотрят мультик, в котором мышь изощренными способами убивает кошку. А вот мультфильм «Южный парк» полностью переедет в сетке вещания на время после 23.00. Кстати, некоторые телеканалы намерены сохранить недетские программы в эфире до 21.00, но заглушать нецензурные высказывания и писать ироничные и порицающие титры.

Четвертым по частоте упоминаний киногероем в связи с новым законом стал Штирлиц, который постоянно курит в коридорах гестапо. Как быть с этим и многими другими классическими историческими фильмами, на которых уже выросло не одно поколение, — общество, чиновники и законотворцы пока не решили.

Что изменится в Череповце?

Роман Фомин, программный директор радио «Трансмит»:

— Радио «Трансмит» практически не придется менять кардинально сетку вещания. Мы всегда очень тщательно, с учетом интересов радиослушателей подходили к темам программ и времени их выхода в эфир. Мы никогда не пытались шокировать слушателя чем-то из ряда вон выходящим, а делали все, чтобы нести только хорошее настроение и позитив. Просто сейчас мы будем еще тщательнее подходить к отбору музыкального и информационного материала, к формулировкам новостных сообщений, текстов развлекательных и познавательных программ, темам конкурсных заданий.

Поскольку мы работаем в прямом эфире, в записи выходят только некоторые программы. Поэтому согласно закону нам достаточно четыре раза в сутки предупредить слушателей о возрастной категории транслируемого материала, в нашем случае это — от 12 лет и старше. Анонсы программ у нас уже промаркированы и звучат в эфире с конца августа. Основные трудности — это отсутствие внятных технических требований к маркировке радиопродукта. К примеру, длительность и расположение так называемой возрастной метки относительно маркируемого продукта, в нашем случае — рубрики или программы в записи.

А самая главная проблема — оценка музыкального материала. Согласитесь, трактовать текст песни можно как угодно, но четких критериев для радио не прописано, эксперты отсутствуют, посему поводы для переживаний и опасений у нас, как и у коллег, имеются. А на работе ведущих «Трансмита» закон о защите никак не отразится. У нас давно в правилах поведения ведущего эфира прописаны практически все новые требования.

Анна Анфилофьева, начальник управления стратегического развития и продаж рекламы ООО «Единая рекламная служба»:

— Реализация данного закона в части рекламы очень понятна и конкретна. Маркировка категорий 6+, 12+, 16+ и 18+ необходима афишам, анонсам и описанию массовых мероприятий, а также их содержанию. К массовым мероприятиям относятся все киносеансы, праздники, спектакли, концерты, выставки, ярмарки, дискотеки, городские гулянья, открытие магазинов. Это касается как уличных мероприятий, так и в помещениях торговых центров, дворцов культуры, ночных клубов, а также касается выставок-продаж меда, шуб и прочих товаров.

СМИ и реклама были предупреждены о вступлении в силу новых требований, а вот рекламодатели и организаторы массовых мероприятий — нет. Поэтому мы сейчас уведомляем всех наших клиентов, которые должны сами решить, для какой возрастной категории их продукция. Что касается газет и телевидения, то технически вопрос с маркировкой решается просто: все необходимое включается в рекламный модуль. А вот на радио все сложнее, поскольку озвучка возрастной категории — это плюс три секунды к хронометражу каждого рекламного ролика. Да, возможно, сейчас мы излишне перестраховываемся и будем излишне строги, но лучше это, чем уплата достаточно крупных штрафов. Думаю, что со временем все войдет в свое русло, и будет гораздо спокойнее.

Что касается моей личной точки зрения, то я полностью согласна с введением этого закона. Моему сыну сейчас 23 года, и у него было все-таки другое детство, без кровавых сцен по телевизору. Да и в моем детстве был конкурс детских песен, где пели «Вместе весело шагать», а не Евровидение, где дети разодеты и кривляются как взрослые поп-дивы.

Елена Бегляк, главный редактор газеты «Речь»:

— Изменения не коснутся газеты «Речь», поскольку требование о маркировке не распространяется на печатные общественно-политические издания. Несмотря на это, задолго до обсуждения данного закона мы выработали внутреннюю политику «Речи», основа которой — никогда не шокировать наших читателей слишком натуралистическим описанием или изображением какого-либо преступления. Моя позиция такова, что мы не можем не рассказывать о преступлениях против детей или личности, все-таки мы стремимся рассказывать объективно о жизни города. И порой на страницах «Речи» появляются подробности резонансных ДТП или убийств, но при этом всегда дается четкая отрицательная оценка со стороны журналиста и газеты: любое преступление против личности недопустимо и не имеет оправдания.

Александр Соловьев, предприниматель, занимающийся строительством кинотеатров:

— Исходя из своего опыта работы в сфере проката кино могу сказать, что в Череповце и до вступления в силу этого закона мы старались информировать родителей о тех или иных возрастных ограничениях при просмотре фильмов. Обычно эти возрастные рекомендации приходили к нам в город вместе с копиями фильмов. Были у нас ограничения для детей младше 14 и 16 лет. Но при этом вся ответственность лежала на самих родителях, запретить кому-то смотреть кино, не пустить в кинозал из-за возраста мы не имеем права. А вообще, этот закон, наверное, бесполезен для детей старше 10 лет, они прекрасно знают, где и когда можно скачать по Интернету тот или иной фильм. А во многих вещах разбираются уже гораздо лучше старших... Зато, быть может, малышам эта маркировка позволит остаться подольше в детстве, при условии, что мама и папа будут внимательнее.

Олег Боркунов, организатор концертов:

— Любое нововведение в нашей стране всегда бьет по человеку и бизнесу рублем. Вот и сейчас маркировка заставляет подорожать рекламу на телеканалах, радио и в газетах. Кто будет оплачивать лишние три секунды озвучки по возрастной категории? Организатор концерта. А это значит, что билет на концерт станет дороже. Я считаю этот закон в отношении массовых мероприятий полной глупостью. Ведь кто-то на Киркорова и бабушку свою не пустит, считая это верхом неприличия, а у кого-то дети обожают эти песни и шоу. Оценка любого творчества — вещь субъективная. Думаю, что на культурную составляющую жизни Череповца этот закон никак не повлияет. На мой взгляд, у нас вовсе нет культурной жизни. Бесполезно возить к нам выставки известных картин, сильные театральные труппы или оперу. Нет у нас запроса на настоящее искусство, мировые шоу. Мы прекрасно живем без всего этого, а жаль...

Полина Удовиченко