35media.ru

Поможет ли Дорожный фонд спасти дороги

В минувшие выходные в Вожегодском районе открылся технологический проезд к поселку Яхреньга, где отрезанными от цивилизации до сих пор жили около 250 человек. Продукты и почту в поселок завозили мотодрезинами — «пионерками» по старой узкоколейке.

Этот, не самый большой в масштабах области проект, — один из видимых результатов работы Дорожного фонда. Основные объекты, которые получат из него финансирование, определены, на часть из них уже выделены деньги, а кое-где работы близятся к завершению. Так, будет отремонтирована дорога Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг. Основной объем работ планируется выполнить до конца года. Капитальный ремонт коснется и автодороги Белозерск — Нижняя Мондома. В 2012 году будет введен в эксплуатацию участок дороги протяженностью 8,9 км. Это начальный этап реконструкции дороги на Шолу, проблема состояния которой неоднократно поднималась в обращениях граждан в адрес губернатора и правительства области. Сегодня состояние дороги таково, что из рейсовых автобусов здесь не могут пройти никакие другие модели машин кроме как «ПАЗ».

Отдельным пунктом в планах стоит строительство автомобильных дорог и мостов по направлениям, имеющим наибольшее социальное значение. Новая дорога Марково — Елховка в Никольском районе уже в следующем году обеспечит круглогодичное транспортное сообщение четырех населенных пунктов района.

За счет субсидии из Дорожного фонда будет проводиться работа по разработке документации и реконструкции автодороги местного значения станция Вохтога — поселок Вохтога в Грязовецком районе, что обеспечит транспортным сообщением более 130 жителей сельских населенных пунктов и позволит нормально функционировать школьному автобусному маршруту.

Также будет построен мостовой переход через реку Юг в Великоустюгском районе и автодорога местного значения Ючка — Сосновица в Вожегодском районе, а строительство автодороги Белый ручей — Девятины в Вытегорском районе ликвидирует последний участок с грунтовым покрытием на автодороге Вологда — Медвежьегорск.

Еще одним приоритетным направлением финансирования станет реконструкция мостов. В ближайшее время будут отремонтированы аварийные мосты через реку Паска и реку Федоровка на дороге Вологда — Медвежьегорск. К 2013 году будет построен мостовой переход через реку Печеньжица в Тотемском районе. Существующий там деревянный мост находится в плачевном состоянии. Новый железобетонный мост сможет обеспечить бесперебойное и безопасное движение автотранспорта и круглогодичную связь трех сельских поселений Тотемского района с районным центром.

Реконструкции подвергнется и мостовой переход через реку Юг на дороге Завражье — Высокинский в Никольском районе. А строительство мостового перехода через реку Мологу в Устюженском районе позволит решить проблему транспортного сообщения жителей поселка имени Желябова и обеспечит выход с федеральной автодороги в направлении соседних областей в обход Устюжны.

Также из Дорожного фонда будут возмещены затраты на строительство транспортной развязки Лукьяново и реконструкцию моста через реку Ягорбу в Череповце.

— В следующем году программа капитального строительства будет продолжена в другом объеме, — объясняет отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. — Мы поставили задачу освоить инвестиции в строительство социальных объектов в размере 3 млрд рублей, а размер Дорожного фонда должен достигнуть 4 млрд рублей. Эта сумма будет потрачена на строительство и капремонт дорог регионального и местного значения. Надеюсь, что за ближайшие 2 — 3 года мы приведем в относительный порядок все дороги области.

Наполнение и распределение Дорожного фонда с самого момента возобновления его работы вызывало множество споров, которые не утихают и по сей день. Фонд наполняется в том числе за счет транспортного налога, и автовладельцы, для которых это бремя очень существенно, желают видеть реальные результаты своих вложений.

— Будет ли когда-нибудь отремонтирована дорога на поселок Климовское Череповецкого района (от Белозерской трассы до Климовского)? — задают вопрос местные жители. — Сплошные ямы, выбоины и шишки, дорога разбита и местами сузилась почти до одной полосы. У нас половина поселка ездит в Череповец на работу, все платим «дорожные» налоги, а когда ремонтировали эту дорогу, уже никто не помнит. Прошедшей зимой по всей этой дороге шли ледяные колеи, машины вышвыривало с дороги, чистили раз от разу.

В то же время грузоперевозчики, которых дорожная проблема касается напрямую (они и бьют дороги больше всех, и ездят по ним больше всех) констатируют, что налоговая политика в «дорожном» направлении несовершенна.

— Мы проводили анализ и увидели, что в общей массе перевозчиков, которые работают в нашей области, лишь около 15 % — вологодские предприятия, — подсчитывает директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — В Вологодской области эти местные компании возят около 20 % всего объема грузов: достаточно встать на КПП металлургического производства и посмотреть, грузовики с какими номерами туда заезжают и выезжают, чтобы убедиться в этом. В Вологодской области сегодня самые высокие ставки транспортного налога, в том числе для грузовиков. С лошадиной силы у нас берут 85 рублей, а один грузовик это, грубо говоря, четыреста лошадиных сил. В Петербурге ставка составляет 25 рублей, если это новая машина. А если у вас этих грузовиков двадцать? У нас не только очень слабо представлен этот бизнес на местном уровне, но и те наши перевозчики, которые живы, закрываются или перерегистрируют машины в соседних областях. В итоге получается, что они ездят по нашим дорогам, бьют их, а транспортный налог платят в другом городе. Вопрос в том, потеряет ли бюджет, если ставки снизить? Ведь объем перевозок есть, а чем больше будет перевозчиков, тем больше будут и поступления транспортного налога в бюджет.

По мнению зам. председателя областного Законодательного собрания Алексея Канаева, подобная тенденция если и существует, то серьезной опасности для экономики не представляет.

— Помимо транспортного налога есть еще и акцизы на топливо, и Дорожный фонд пополняется также за счет заправок в Вологодской области, — утверждает законодатель. Что касается ухода в другие регионы, то что сказать? Плохо. Есть такие вещи как социальная ответственность. Если предприниматель считает, что так делать правильно, то нужно понимать, что налог носит целевой характер и полностью направляется на ремонты дорог. У нас 90 % дорог в Вологодской области нуждаются в ремонтах. При текущем состоянии бюджета снижать ставку транспортного налога — это будет не совсем верное решение. И второе — мы не видим массового оттока в другие регионы, потому что ставки этого налога не столь разнятся, как, может быть, кто-то считает.

СПРАВКА

21%

аварий от общего количества на дорогах Вологодской области, по данным управления ГИБДД, происходит из-за того, что дороги содержат ненадлежащим образом.

Андрей Ненастьев