35media.ru

Бизнес Череповца: пять идей для города

Как город может поддержать местных предпринимателей? Какие виды бизнеса необходимы городу и где их разместить? Об этом и многом другом шла речь на Инвестиционном совете города, где пять предпринимателей Череповца представляли свои проекты. В заключение Инвестсовета Юрий Кузин подчеркнул, что все принятые решения остаются у него на контроле и город ждет предложения по развитию бизнеса и диверсификации экономики от череповецких предпринимателей.

Один из вариантов решения проблемы Череповца как моногорода — развитие машиностроения на базе уже существующих предприятий. Проект создания машиностроительного комплекса представил Максим Егоренков:

— Основная идея в том, чтобы сконцентрировать на одной территории полный комплекс создания машиностроительной продукции: от проектных изысканий, индустриального дизайна до производства, сборки, продажи и сервиса. Запланировано три этапа развития проекта. В первом этапе примут участие две череповецкие компании. Одна производит вездеходы, вторая — изготавливает катера и лодки, это производство только набирает обороты. Также есть ряд инжиниринговых бизнесов, готовых принять участие в проекте. Отличительная особенность — централизация ряда функций, причем как основных — дизайн, металлообработка пластика, маркетинг, так и вспомогательных — IT-поддержка, бухгалтерия, юриспруденция и логистика.

Что из себя будет представлять машиностроительный комплекс? По задумке инвесторов это будут современные здания с интересной архитектурой, которые позволят разместить цех на 4 000 кв. м, офисы — на 300 кв. м и инфраструктурное сопровождение. Срок реализации — 14 — 16 месяцев от начала проектирования при наличии доступной инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций — 80 млн руб. При этом реализация первого этапа позволит развить производство до 180 млн руб. в год. В дальнейшем (второй и третий этапы) комплекс планирует вырасти практически в три раза и производить продукции на 700 млн руб. в год.

— Объем налогов при реализации данного проекта поэтапно составит от 15 млн руб. до 100 млн руб., — подчеркнул Максим Егоренков. — Также будет создано около 350 новых рабочих мест, из них 250 вакансий связано непосредственно с производством.

Насколько машиностроительный комплекс будет востребован у череповецких предпринимателей? На первом этапе строительства 90 % площадей под производство и офисы уже зарезервированы. При этом якорные арендаторы будущего комплекса уже сейчас испытывают недостаток производственных площадей и мощностей: заказы есть на месяцы вперед. Тем более, что мы готовы предоставлять площади новичкам этого рынка, помогать реализовать новые задумки. Так, например, коммунальные службы испытывают большую потребность в различных насадках и новых видах техники. Думаю, что это отдельное направление в машиностроении, которое необходимо развивать.

Мэр Юрий Кузин высоко оценил перспективность данного проекта:

— Опыт Санкт-Петербурга показывает, что серийное производство лодок, катеров, вездеходов и болотоходов очень перспективно для России. Да и коммунальщики используют в большинстве своем импортную технику, российских аналогов нет... Что требуется от города для реализации проекта?

Сотрудники Инвестиционного агентства «Череповец» отрапортовали: земельный участок площадью 3,5 гектара в Зашекснинской части города с необходимыми коммуникациями — примерный вариант размещения с инвестором согласован. Цена работ по подводу всех коммуникаций (газ, электричество, водоснабжение и т. д.) — 28 млн руб., из них 8 млн руб. — строительство подъездной дороги. Причем общий объем данной территории — 35 гектаров и машиностроительный комплекс лишь первый участник возможной новой производственной площадки города. Готов ли город инвестировать в этот проект и каким образом? Поддерживать готов, но у Юрия Кузина возник вопрос:

— Рассматривались ли вместе с инвестором территория ДОКа и иные действующие промплощадки? Город видит эту территорию как зону для развития машиностроения. Вкладывать 28 млн руб. в прокладку сетей при наличии возможности оживления территории ДОКа и иных площадок с готовыми коммуникациями — неразумно. Плюс у нас есть база автоколонны № 1456. И думаю, что инвестору выгоднее вкладывать в производство, а не в строительство коммуникаций и новых стен.

В результате дискуссии было принято решение — до 20 сентября проанализировать альтернативные варианты размещения машиностроительного комплекса, а также предложить конкретные виды имущественной поддержки для рассмотрения депутатами городской Думы. Весной 2013 года строительство комплекса должно быть начато.

Тематический развлекательный парк

В Зашекснинской части города остро не хватает парков и зон отдыха горожан. Бизнес готов решать эту проблему. Проект создания развлекательного тематического парка на территории, ограниченной Октябрьским проспектом, ул. Любецкой, рекой Шексной и границей города, представил Дмитрий Смирнов:

— Мы бы хотели создать безопасную, чистую и ухоженную зону для прогулок череповчан и гостей города. При этом удовлетворить растущую потребность в занятиях горожан разными видами спорта. Речь идет о роликах, велосипедах, квадроциклах, мотоциклах и прочих альтернативных видов автотехники. Мы планируем создать отдельные трассы для мототехники, любителей велоэкстрима. Использование этих трасс — коммерческая составляющая проекта. Также хотим построить классический русский ресторан у водоема, который находится на этой территории. В дальнейшем там могут появиться новые аттракционы и иные спортивные развлечения. Мы планируем несколько этапов освоения проекта. Инвестиции на первом этапе составят 37,5 млн руб. до конца 2013 года, к этому сроку мы планируем благоустроить территорию, создать велодорожки, парковку около территории и мотокроссовую трассу, а также тематические городки, оформленные в русском стиле, в зоне прогулок. Готовы мы благоустроить и сформировать платный пляж, если соглашение об этом будет достигнуто. Из асфальтируемых территорий — только парковка, но мы готовы ее сделать из других материалов. Срок окупаемости проекта — 6 лет. После этого возможно увеличение мотокроссовых трасс и прогулочных зон в сторону Зеленой Рощи, переговоры об этом с Череповецким районом ведутся. В планах проведение фестивалей и соревнований, связанных с мототехническими видами спорта.

Инвестиционное агентство поддержало инвестора, рассказав, что эта территория в градостроительном плане города запланирована под скверы, парк и зону отдыха. Здесь нельзя строить капитальные объекты, но в проекте парка это учтено. При этом расходы по подводу коммуникаций для первого этапа предприниматели готовы взять на себя, но в дальнейшем для развития проекта необходимо 12 млн руб. из бюджета города, из них 8 млн руб. — стоимость электрофикации. Что требуется от города? Выделение земли в аренду по минимальным расценкам.

— Рядом с этой территорией расположено кладбище. Можно ли там располагать парковую зону? — спросил Юрий Кузин.

— Да, определенные нормативы есть, — пояснил главный архитектор города Александр Авсейков. — Но в целом концепция не противоречит нормам.

— Тогда я прошу отдельно при планировании зон в парке учесть наличие кладбища, — резюмировал мэр. — Рядом с ним нужно организовать зону тихих прогулок. Проект актуален и интересен городу. Тем более, что количество такой техники в городе растет и нужны территории, где не пересекались бы пешеходы, лыжники, квадроциклы и снегоходы.

— Вход в парк будет платным? И ресторан разве будет не капитальным строением? А еще наличие большого числа мототехники не будет мешать жителям соседних домов? — попросил уточнить зам. мэра Михаил Ананьин.

— Вход в парк будет свободным. Его смогут посещать все горожане и гости города, — подчеркнул инвестор Дмитрий Смирнов. — Платным будет использование специализированных трасс, также будут платными некоторые зоны парка, где можно эксплуатировать созданные нами объекты. Маршруты для пеших и велосипедных, роликовых прогулок будут бесплатными. Ресторан будет нестационарным объектом — новые технологии это позволяют. Трассы для мото— и квадротехники будут максимально удалены от жилых микрорайонов, этому поспособствует и естественный рельеф местности. Никакой специализированной спорттехники, которая не прошла сертификацию в России, в парке не будет.

Что требуется от города? Предоставление участков земли в долгосрочную аренду до 10 лет с понятными договорными отношениями и целями. Когда стартует работа над проектом? В середине осени.

Гостиница рядом с Усадьбой Гальских

Этот проект вызвал одно из самых живых обсуждений. Представил проект гостиничного комплекса Николай Ковязин:

— Пятизвездочный семи-восьмиэтажный отель международного уровня в районе Усадьбы Гальских, включающий в себя 150 номеров, а также оказывающий ряд сопутствующих услуг для гостей города поможет не только принимать туристов, но и стать настоящим украшением Череповца. Этот отель расположится в исторической части города. В нем запланировано разнообразие номеров различных категорий: стандарт, повышенной комфортности, полулюкс и президентские апартаменты. Также в самом гостиничном комплексе будут организованы конференц-залы, спа-центр, бассейн, финская сауна, турецкая парная, комнаты отдыха и тренажерный зал. Есть возможность предоставления первых трех этажей для галереи ресторанов и развлекательных центров, которые будут работать для горожан. Этот объект необходим городу, поскольку у нас нет гостиничных услуг высокого качества.

Объем инвестиций — 500 млн руб. Необходим доступный участок площадью 13 гектаров с коммуникациями в Зашекснинском районе, но не на окраине города. Также инвестор готов обустроить район вокруг гостиницы — скверы, прибрежная зона и т. д.

— В районе усадьбы Гальских любое строительство должно быть только комплексным, — сказал Юрий Кузин. — Обсуждаться строительство в этой зоне должно с участием всех сторон: других инвесторов, горожан и администрации города. Вдобавок выше здания самой усадьбы никаких строений в том районе быть не должно. О какой семи-восьмиэтажной гостинице может идти речь? Выше самого барского дома может быть только храм. И на исторической территории самой усадьбы мы будем строить храм, по крайней мере зарезервируем для этого место. Церковь на возвышенном берегу реки украсит город. Вдобавок эти территории должны быть максимально открыты для горожан и никаких ограничений со стороны охраны гостиниц, торговых комплексов и прочих заведений там быть не должно.

Представителя инвестора это высказывание мэра расстроило. Но в ходе обсуждения проекта прозвучало предложение о выделении другого участка под гостиницу.

— Когда-то мы рас-сматривали на углу ул. Матуринской и Октябрьского пр., рядом с будущей транспортной развязкой, строительство именно гостиничного комплекса, — рассказал Александр Авсейков. — Я готов поработать с инвестором и помочь изменить высотность здания.

Мэр поручил инвестагентству, управлению архитектуры проработать этот вариант.

Зооветеринарный центр

Парикмахерская, фотосалон, выставочный зал, мини-ярмарка выходного дня товаров для животных, операционные и карантинное отделение, скорая помощь, гостиница и приют для животных. Проект, объединяющий в себе весь комплекс услуг для животных, представила Надежда Молотова:

— Идея создания ветеринарного комплекса заключается в том, чтобы в одном месте оказывать все виды услуг в сфере зооиндустрии. Основа комплекса — ветеринарная клиника, в которой круглосуточно оказывается помощь животным. Плюс это решит проблему проведения и организации выставок животных, а также позволит решить проблему дрессировки собак в зимнее время. Мы готовы обустроить гостиницу, которая могла бы решить проблему уезжающих в отпуск владельцев кошек и собак. Там же можно организовать приют для бездомных животных.

Какая помощь нужна от города для реализации проекта? Передача в аренду нескольких зданий и прилегающей территории на ул. Городского Питомника. Это промзона, которая позволяет без ограничений работать с животными, плюс там развита транспортная сеть. Сейчас там хранятся конфискованные игровые автоматы. С 2009 года этот объект город выставлял на аукцион, но интереса к нему предприниматели не проявили. Предложение инвестагентства — предоставить объект в долгосрочную аренду вне конкурса на срок до 15 лет с правом дальнейшего выкупа. Но представители комитета по управлению имуществом отвергли это предложение — по закону аренда должна предоставляться только при проведении конкурса. Город обещал подумать, как решить эту проблему. Проект признан перспективным.

Центр по хранению и техобслуживанию транспорта

Этот проект обсуждается в Череповце давно. Возможно, по этой причине инвестор не представлял свою идею лично. Напомним, речь идет о комплексе гаражных боксов, фасадную часть которого займут сервисные центры по ремонту и обслуживанию автомобилей. Планировалось, что располагаться этот объект будет в районе пересечения ул. Рыбинской и ул. Ленинградской. Но главный архитектор города Александр Авсейков сказал, что замыкать развитие этого района города строительством гаражных боксов нельзя. В перспективе ближайших 20 лет этот район может стать центром жилищного строительства и следовательно в том районе более актуально строительство многоуровневой парковки. Остальные участники инвестсовета поддержали это мнение, подчеркнув, что сейчас на окраинах Череповца много пустующих и невостребованных жителями гаражей. Но несмотря на эти мнения, город готов рассмотреть детали реализации этого проекта — необходимо выбрать новый участок земли.

Полина Удовиченко