35media.ru

Банки и социальные проекты

Школы, детские сады, поликлиники — все это крайне необходимо Череповцу. Но нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы освоить социальные проекты. Где взять деньги? Конечно в банке — на основе парт-нерства между городом, подрядчиком и банком.

Партнерство в интересах горожан

Во встрече за круглым столом, которую вел мэр Юрий Кузин, в минувший четверг участвовали представители банков (примерно пятнадцати), АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», ряда коммерческих компаний — всех тех, кто заинтересован в инвестиционном развитии города. Банкиры в силу специфики своей деятельности (деньги счет любят) тщательно «прощупывали» все риски вложений в рамках государственно-частного партнерства. Тем более что к подобной форме взаимодействия мы прибегаем впервые. Коротко о сути предложений от города.

Как известно, городской бюджет развития переживает не лучшие времена. Картина такова: нужно строить школы, детские сады, поликлиники, больницы, жилье, дороги. Есть мощный строительный комплекс, готовый освоить любые социальные проекты (гарантирующие стабильную загрузку, выплату зарплаты и т. д.). Нужны деньги. А в казне негусто (на безвозмездные перечисления из областного бюджета мы тоже не можем надеяться — и там дефицит). Какие варианты решения существуют? Государственно-частное партнерство.

— Мы определили четкие параметры стратегического развития города, — говорит Юрий Кузин. — В том числе и на последнем градостроительном совете обговорили конкретные объекты. По некоторым из них уже есть проектно-сметная документация. Общий объем планируемых инвестиций в социальные проекты города составляет примерно 2 млрд рублей. Реализовать эти проекты можно в рамках инвестиционного соглашения между мэрией и инвестором.

К примеру, Череповец намерен построить четыре детских сада (очереди за путевками большие). Один такой объект (на 330 мест) стоит примерно 240 млн рублей. Город закладывает сумму в бюджет на три — пять лет вперед. Строительная организация (она же инвестор) исполняет заказ. Своих денег у нее нет — она идет в банк.

Просчитать риски

В более предметном разговоре банкиры затронули тему рисков.

— Схема расчета три — пять лет. Допустим, городской бюджет четко просчитает все на три года вперед. А четвертый и пятый год? — поинтересовался кто-то из присутствующих банкиров.

— Четвертый и пятый год просчитываются точно так же, как первый и второй, — отреагировал Юрий Кузин. — Мы полностью контролируем все процессы, с момента размещения городского заказа до сдачи объекта под ключ и полной оплаты заказа.

Каковы критерии отбора инвестора? Будет ли конкурс среди банков? — задали следующий вопрос.

— Никаких конкурсов среди банков. Это муниципальный заказ размещается на конкурсной основе: выбор подрядчика. А уже он решает, в какой банк ему обращаться, — объяснил Кузин.

Разговор все больше уходил в специфику финансовых и правовых отношений. Размещенный заказ дает гарантии на 50 % инвестиций. Как с остальными? Под какие проценты давать финансовые ресурсы? Затронули и вопрос комплексного развития городских территорий (инфраструктура, благоустройство и пр.), что может быть небезынтересно банкам. Как вывод: государственно-частное партнерство — это солидарный риск. А вместе мы можем многое.

СПРАВКА

Никита Котов, директор операционного офиса «Череповец» ОАО «Балтинвестбанк»

Нам интересны предложения по государственно-частному парт-нерству, которые озвучил мэр Юрий Александрович Кузин. Все мы жители этого города и хотим, чтобы Череповец развивался, качество жизни череповчан становилось лучше. Думаю, многие из нас готовы кредитовать строительство детских садов, школ, больниц. Безусловно, хотелось бы иметь четкое представление о механизмах такого взаимодействия. Чет-ко понимать, кто заемщик, какой залог. Все решаемо.

Татьяна Ковачева