35media.ru

Творчество может быть лекарством

Картины слепой художницы. Танцы людей на инвалидных колясках. Многим такое может показаться невозможным, фантастичным. На самом же деле все реально, искусство помогает людям справиться с их бедами, и это не красивые слова, а научный факт.

Видеть руками

Недавно в Центральной городской библиотеке открылась небольшая, но яркая выставка — несколько красочных картин, на которых в основном изображены цветы, пышные и пестрые. Что в них примечательного? То, что написал их человек, который не видит, по крайней мере глазами.

Ольга Кожина потеряла зрение чуть больше года назад. Сейчас она делает все, чтобы его вернуть, но на своей беде не зацикливается.

— Знакомый художник, Всеволод Вахрамеев, пригласил меня на изотерапицю (то есть терапию с помощью рисования — авт.). Я занималась в группе, на общих основаниях. Остальные люди сидели и рисовали, а я — делала то, что получалось.

Как вскоре выяснилось, у Ольги получались настоящие картины. Хотя сама она до сих пор утверждает, что «картины» — слишком громкое слово, и предпочитает термин «работы». Работы в самом деле хороши, лучше, чем у большинства зрячих.

— Как вы различаете краски?

— Когда я рисовала в альбомчике, они чуть ли не чувствовались.

— То есть ощущаете цвет пальцами?

— Можно и так сказать. Вот у меня сейчас в руках телефон, и я точно знаю, что он фиолетовый. Вы попробуйте сами. Не глядя возьмите в руку однотонный предмет — ощущение цвета все равно возникает. Сначала вам покажется, что это один цвет, потом — другой, потом и вовсе пойдут все цвета радуги. Но первое ощущение оказывается верным примерно в 95 % случаев.

К слову, мы провели эксперимент в редакции: один сотрудник подал другому, стоящему с закрытыми глазами, книгу. «Синий», — сказал корреспондент и открыл глаза. Книга оказалась зеленой.

На одну картину у Ольги Кожиной уходит порядка двух, двух с половиной часов.

— Делаю все за один раз, пока не забыла, что в рисунке уже сделано и как оно расположено.

Кто-то рассказал сотрудникам ЦГБ о творчестве Ольги Кожиной, и те попросили художницу выставить картины в их библиотеке. Женщина согласилась, но вовсе не из желания прославиться.

— Я выставила работы для того, чтобы никто себя не ограничивал в своих желаниях, не говорил: «Я хочу делать то-то и то-то, но не могу потому-то и потому-то». Я хочу порисовать — и я рисую, мне все равно, что получилось.

Ольга не только увлекается рисованием. Она еще и занимается спортом — регулярно ходит на занятия по айкидо, тоже в обычной группе, на общих условиях.

— Когда человек двигается, его слышно, слышно все, что он делает.

«Не хочу стоять на месте»

Репертуар танцевального коллектива «Ступени» весьма разнообразен, от современных танцев до народных (в том числе восточных, еврейских и т. д.); коллектив участвует в различных концертах, дает сольные концерты; ребята ездили на международные конкурсы. В «Ступенях» на данный момент 10 участников, большинство — непрофессиональные танцоры. Пять мужчин, пять женщин; и ровно половина из них передвигаются на инвалидных колясках. В самом коллективе спокойно говорят: «ходячие» и «колясочники», никто не придирается и не обижается. И все танцуют на равных.

Один из тех, кто танцует на коляске, — Денис Белов. Молодой человек попал в «Ступени» благодаря работникам реабилитационного центра «Преодоление», которые записали его на первое занятие, сказав: «Съезди хоть разок».

— Съездил — и все, втянулся с первого раза, — рассказывает Денис. — Здесь и общение, и лишний повод выбраться из дома. Что дают танцы? Когда танцуешь на сцене — это эмоции, адреналин, волнение, ведь нужно все успеть и ничего не забыть. И восхищение от проделанного пути. Танцы дают уверенность в себе. Хорошая физическая нагрузка. Плюс ты осознаешь свои возможности, пытаешься их расширить. Не могу выделить какой-то один танец, который мне особенно нравится, они все любимые.

— Говорят, что выступление на сцене — как наркотик. Это правда?

— Да, это так. Когда выкладываешься на полную и весь зал встает, кричит: «Браво!», хочется, чтобы это повторялось и повторялось.

Тренировки занимают не так уж много времени, в неделю их обычно бывает не больше трех, по 1 — 2 часа каждая. Хотя перед важными выступлениями танцоры могут репетировать и по пять раз в неделю.

— Денис, какие у вас дальнейшие планы?

— Расти дальше, как на танцевальном, так и на физическом уровне. Не хочу стоять на месте.

Искусство как лекарство

Терапия искусством — направление относительно новое. Она помогает освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Здесь важна не степень одаренности человека в каком-либо виде искусства, а то, что в процессе задействовано воображение. Первоначально терапия искусством применялась в больницах и психиатрических лечебницах, при работе с тяжелобольными; но постепенно получила более широкое применение. Такой метод дает возможность выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме, является безопасным способом снять напряжение. Ускоряет процессы в других психотерапиях, поскольку зачастую внутренние переживания человеку легче выразить в танце, рисунке и пр., чем словами. Позволяет разобраться с мыслями и эмоциями. Способствует возникновению ощущения внутреннего контроля и порядка. Повышает самооценку.

Терапия искусством не обязательно означает занятия со специалистом. Человек может заниматься и сам: пением, вышивкой, рисованием, лепкой, изготовлением игрушек и т. д. Получается, что зачастую хобби человека — и есть терапия.

СПРАВКА

Вопреки обстоятельствам

История знает немало случаев, когда недуги не мешали людям идти к их мечте, добиваться цели. Многие прославились, занимаясь любимым делом, несмотря на физические отклонения. Речь не только о таких известных личностях, как, скажем, Гомер или Бетховен. Вот лишь несколько более современных примеров.

Эдуард Асадов — известный поэт и прозаик, потерял зрение в 21 год во время Великой Отечественной войны: в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо.

Джефф Хили (1966 — 2008) — знаменитый канадский блюзовый гитарист. Будучи слепым, играл на гитаре, положив ее плашмя на колени; один из 100 величайших гитаристов всех времен (по версии британского журнала «Classic Rock»).

Синто Бестард — испанец, моряк (капитан), ослеп в 41 год из-за врачебной ошибки; но и после этого на своей яхте ходил во всех океанах мира, включая Северный Ледовитый.

Стиви Уандер — известнейший певец, композитор, пианист, барабанщик, харпер, музыкальный продюсер и общественный деятель; ослеп вскоре после рождения.

Рэй Чарльз — один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз; полностью ослеп к семи годам, предположительно от серьезного нервного потрясения.

Елена Бжания