35media.ru

Камерный театр на «Голосах истории»

В Вологду Камерный театр везет два спектакля: премьеру завершившегося сезона «Выходили бабки замуж» и военную драму «Рядовые», которую широкая публика пока не видела. Корреспондент «Речи» побывал на генеральной репетиции новой постановки.

Череповецкая премьера спектакля состоится лишь в сентябре. Те, кому посчастливится купить билеты на места в первых рядах, смогут ощутить себя на передовой. Диалоги рядовых солдат Великой Отечественной о смысле жизни и человеческой морали перемежаются взрывами, автоматными очередями и пистолетными выстрелами. Столь громких, но вместе с тем пронзительных спектаклей в Камерном театре не ставилось давно.

Пьесу «Рядовые» написал классик советской драматургии Алексей Дударев, ныне возглавляющий Театр белорусской армии. В середине 80-х годов прошлого века, через пару лет после написания, сочинение Дударева поставил вологодский драмтеатр. Получилось громоздкое произведение с обилием героев. За последнюю четверть века драматург неоднократно переписал «Рядовых», причем с каждым разом пьеса становилась все лаконичнее, пока не стала камерной. В череповецкой постановке на сцене появляется с десяток героев, но в центре спектакля — взаимоотношения пятерых красноармейцев: четверых рядовых и старшины. Все в одинаковых гимнастерках, но при этом очень разные. Каждый из солдат — воплощение человеческого типа. Один бывалый и мудрый, другой желторотый и неопытный, третий гуманист и верующий, и так далее. Кстати, о гимнастерках. Их шили в питерском ателье, специализирующемся на одежде для исторических фильмов и спектаклей. Дабы точнее воплотить на сцене дударевский текст, хотели заказать в Белоруссии, но из-за бюрократических препон от первоначальных планов пришлось отказаться.

— Главная тема пьесы — сохранение человеческого лица в нечеловеческих условиях, — рассказал «Речи» после показа режиссер спектакля Сергей Закутин. — И в этом она очень современна. Посмотрите вокруг. Время сейчас сумасшедшее, страны угрожают друг другу войной, бряцают оружием. Сколько разговоров о разоружении, но войн меньше не становится: дерутся за нефть, за сферы влияния. Люди сбивают самолет и рассуждают после этого не о погубленных жизнях, а о том, в территориальных он водах находился или нет и имели ли они юридическое право его уничтожить. Наш спектакль призывает сохранять, а не уничтожать. Действие происходит во время войны, но он антивоенный.

Пока побывать в театре военных действий, развернувшемся на сцене Камерного, смогли лишь родственники артистов, представители культурной общественности города и журналисты. Присутствовавший в зале начальник городского управления культуры Леонид Лавров (говорят, предпремьерный показ был фактически сдачей спектакля начальству перед поездкой на международный фестиваль), не чуждый театру вообще и Камерному в частности, отметил ряд недочетов.

— Спектакль неоднозначный, — задумчиво произнес Леонид Лавров. — Отмечу замечательную сценографию и хорошую режиссерскую работу. Ощущается какая-то балладность в этой работе. Но по игре актеров я не почувствовал, что у людей за спиной судьба. Мне этого не хватило. Недосказанность ощущается. Внешне все красиво, но внутренне драматически пока недоработано. Пьеса сложная, на разрыв. Надеюсь, что спектакль разгонится, разбежится, наберет мощь, и эти недочеты устранятся сами собой.

Фестивальная премьера состоится завтра на основной сцене вологодского драмтеатра, спустя шесть дней после очередной годовщины начала Великой Отечественной войны. Однако создатели сознательно не подгадывали выпуск спектакля к годовщине.

— Мне 37 лет и мне в детстве и юности о войне много рассказывали; я что-то запомнил, эмоционально почувствовал ее, — говорит режиссер Сергей Закутин. — Но нынешняя молодежь, в том числе актеры, занятые в нашем спектакле, в большинстве своем о Великой Отечественной не знает ничего или имеет самые обрывочные сведения.

Работа над «Рядовыми» стала своего рода курсом молодого бойца для новобранцев Камерного театра. Образовательные пробелы заполнялись просмотром военных кинолент и совместным чтением исторической хроники о Великой Отечественной.

P. S. В понедельник корреспондент «Речи» стал свидетелем сборов другой актерской группы на фестиваль «Голоса истории». Показ спектакля «Выходили бабки замуж» был намечен на вторник в Пятницкой башне вологодского Кремля — для Камерного театра это первый опыт уличных спектаклей.

— Начало в 22 часа, но лучше бы еще позже, — говорит режиссер и исполнительница одной из главных ролей в спектакле Татьяна Макарова. — В 10 часов вечера сейчас очень светло, белые ночи на дворе. Гидрометцентр говорит, что будет облачно. Было бы неплохо, если бы тучи затянули небо, но дождя, конечно, не хотелось бы. Но мы готовимся к худшему. Купили дождевики, захватим тазики. Если дождь, сымпровизируем — вот, дескать, почти под звездами живем, крыша протекает.

Сергей Виноградов